Мы ожидали, что по мере "взросления" российских стартапов они будут обращать на себя все больше внимания иностранных инвесторов. Это логично: инвестор из Европы или Америки, как правило, не соглашается вкладывать в стартапы посевной стадии, представляющие собой только бизнес-идею. Чтобы контролировать такие инвестиции, надо находиться рядом с основателями стартапа - не наездишься.
Другое дело - работающий бизнес со штатом и офисом, со стабильной выручкой. Именно такие компании и привлекают деньги иностранных инвесторов: в этом случае им достаточно просмотреть отчетность, чтобы разобраться, как идут дела, частые поездки не нужны. Таких "взрослых" компаний на российском венчурном рынке в последние годы все больше. И вот почему.
Российский Интернет в 2010-2011 годах жил наполеоновскими планами. Успешные IPO "Яндекса" и Mail.ru Group стали катализатором роста, начался бум стартапов. Все они хотели вырасти в новых мировых или по меньшей мере российских гигантов. Но вскоре стало ясно, что выращивать гиганта - дело дорогое и долгое. На протяжении 7-8 лет стартап будет тянуть деньги у тех, кто его профинансировал на старте. Скорее всего, в какой-то момент придется привлекать новых инвесторов, размывая свою долю, потому что денег уже не хватает. При этом нужно постоянно поддерживать в себе веру, что стартап когда-то выстрелит и вознаградит за все бессонные ночи.
Редкий инвестор в России готов так долго ждать. Поэтому романтическое настроение 2010-2011 годов быстро прошло, рынок осознал, что первоначальные ожидания были завышенными. Интерес плавно сместился от многообещающих, но таких рисковых инвестиций в стартапы посевной стадии к крепким середнячкам. Это компании, проработавшие на рынке не менее двух-трех лет, имеющие устойчивую выручку и понятную бизнес-модель. Им все еще нужны инвестиции - на масштабирование бизнеса. Главное достоинство для инвестора: можно посмотреть результаты бизнеса и с калькулятором посчитать, какой эффект дадут новые вложения.
На венчурном жаргоне инвестиции на масштабирование называются финансированием на поздних раундах (C, D, E). В 2011 году таких поздних инвестиций в России было всего 13% от общего объема, а в 2013-м - 45%, то есть почти половина. Это важный показатель зрелости: фактически венчурный рынок появился в России только лет пять назад, и за это время успели появиться зримые результаты. Это данные исследования Russian Internet Deal Book, в котором проанализированы все сведения об инвестиционных сделках в Рунете за последние два года.
С ростом бизнеса повышаются ставки. Концепция финансирования FFF (family, friends, fools - семья, друзья, глупцы) уже не работает, нужны профессиональные инвесторы и серьезные деньги. Многие стартапы рассчитывали на приход зарубежных инвесторов: это не только средства, но и зачастую экспертиза по развитию бизнеса. На что рассчитывает венчурная индустрия теперь, когда концепция изменилась? Ответ на этот вопрос также можно найти в аналитике. Доля российских денег в Рунете увеличивалась еще до начала украинских событий. В 2012 году 42% инвестиций в Рунет имели чисто российское происхождение, а в 2013-м - уже 53%. Думаю, эта тенденция в ближайшее время только усилится. Самое интересное - кто станет тем российским инвестором, который поддержит развитие Интернета.
Самый очевидный ответ - это большие онлайн-группы. Кроме того, игроки, стремящиеся к активному росту, будут поглощать конкурентов, появятся новые лидеры. Так происходит по всему миру. Но у российского рынка есть еще одна особенность - важную роль в онлайн-сегменте экономики сыграет традиционный бизнес, не имеющий отношения к Интернету. Это относится и к государственным корпорациям, и к частным бизнес-группам.
Дело в том, что офлайн-компании сейчас активно выходят в Интернет. Розничная торговля, банки, туризм - онлайн-сервисы появляются у всех компаний, работающих с массовым потребителем. Более того, Интернет превращается в насущную необходимость, потому что бизнес-показатели в офлайн-компаниях падают. Интернет-аудитория готова переходить на онлайн-услуги и ждет игроков, которые их предоставят. Выигрывают компании, которые приходят в Рунет раньше конкурентов.
Крупный бизнес часто пытается самостоятельно создавать онлайн-сервисы. У некоторых получается, но часто это проигрышная стратегия. В корпорации невозможно создать дух стартапа, где легко экспериментировать и находить свежие решения. Какие эксперименты, если каждый шаг надо внести в отчет? С этой проблемой корпоративный бизнес сталкивается по всему миру. И решение найдено - если не получается создать, надо купить. Крупнейшими покупателями технологических стартапов, кстати, являются компании вроде Google и Facebook - совсем не потому, что у них нет своих разработчиков. Просто крупной компании действительно легче интегрировать в себя работающий бизнес, чем проходить все болезни роста, запуская новое направление.
А значит, на рынке сложилась уникальная ситуация: с одной стороны, повзрослевший онлайн-бизнес, которому нужны серьезные инвестиции. С другой - традиционные корпорации, которым Интернет нужен как новый драйвер роста. Их встреча неизбежна, тем более теперь, когда иностранные инвесторы заморозили свою деятельность в России.