По его словам, нужно развивать междисциплинарные площадки, научные конференции и школы, а также ориентироваться на европейский опыт, где научные коллективы собирают из разных стран. Государство лишь задает определенные рамки, а после этого научное сообщество выстраивает себя само. "Такие проекты стимулируют мобильность ученых, не только молодых, это повышает конкуренцию, а без конкуренции нет эффективного развития", - отметил Сафонов.
Сами ученые обратили внимание на то, что в России научная линия развивается отдельно от административной, а умение управлять в науке так же важно, как и в бизнесе. Если ты становишься руководителем лаборатории, надо уметь управлять и финансами, и персоналом, и чувствовать потенциал людей. Поэтому руководителей проектов нужно готовить целенаправленно, им нужны управленческие тренинги. Например, проводя научный эксперимент, надо успеть и сделать вовремя сам продукт, и вовремя его внедрить, коммерциализировать, чтобы выиграть в конкурентной борьбе. Чтобы у ученых были соответствующие навыки, должны появиться междисциплинарные программы для молодых научных сотрудников.
Заместитель министра образования и науки Людмила Огородова подчеркнула, что у России нет отдельных от всего мира приоритетов научного развития - мы должны быть интегрированы в глобальную экосистему. Во всем мире схема появления ученого выглядит так - диплом, постдипломная подготовка и академический обмен. "К сожалению, в России не принято переезжать из центра в центр, а только в мировых центрах мы приобретаем компетенции. Надо вместе решать эту задачу - развивать академическую мобильность. Это позволит интегрироваться в мировое сообщество", - сказала она. Также замминистра обратила внимание на то, что самые крупные результаты сегодня рождаются в кластерах, где есть возможность "продвинутому ученому давать образование следующему поколению". Огородова убеждена, что это очень важный процесс, и дистанция между разными поколениями должна быть очень короткой. "Ученого привлекают уровень науки и руководитель лаборатории, возможность получить уникальный опыт. Научная политика в России сегодня направлена на создание таких кластеров, технологических программ", - сказала она.
Представители зарубежных академических центров рассказали о своем опыте привлечения молодых ученых. В частности, старший научный сотрудник Университета Бордо Гедиминас Йонушаускас отметил, что наука, в которой мы живем сегодня, глобальная, и он как французский ученый может позвать человека из любой страны поработать на год. "Но я не буду приглашать кого угодно - соберется двадцать кандидатов, и я буду выбирать лучшего. Магическое слово - конкуренция. Она создается довольно простым способом - во Франции место исследователя очень престижно, постоянных ставок всего 20 тысяч на всю страну", - рассказал Йонушаускас. Вместе с тем у начинающего ученого, даже если он гений, не хватит опыта конкурировать с теми, кто уже давно работает, накапливает навыки и стратегии. Поэтому после окончания университета обязательно надо поехать поработать, например, в Японию, у какого-нибудь "звездного" научного руководителя.
Для тех молодых ученых, у которых есть степень, во Франции существует система "постдоков", предусматривающая временное рабочее место в лаборатории. "При этом человек может сам найти компанию, которая заплатит ему за "постдок", и прийти в лабораторию уже со своим проектом. "Постдок" получает 1600 евро в месяц, при этом никаких дополнительных грантов или премий для него нет. Занимать это место можно не дольше трех лет - затем его должны взять на постоянную работу, и эта ставка - пожизненная. А вот в Дании получить постоянную ставку не так просто, и свои компетенции надо постоянно подтверждать. Некоторые эксперты считают, что такая система более эффективна: если у тебя ставка на всю жизнь, это может привести к потере эффективности, ты можешь потратить несколько лет на бесполезную задачу. А аттестация - важный элемент научной карьеры, позволяющий постоянно заниматься только актуальными вопросами. По словам Людмилы Огородовой, в России сейчас настраивается аналогичная "постдокам" система, позволяющая молодым ученым получать временные ставки в лабораториях.
Директор Института катализа им. Г.К. Борескова Валентин Пармон считает, что в России не хватает "дорожной карты" развития научных организаций - они все разные, и задачи решают разные. Одни создают научно-технические заделы, другие занимаются созданием конкурентоспособных продуктов, продвижением. "Подготовка ученых начинается не в университетах, а в школах, молодой человек должен заинтересоваться научной деятельностью. В Новосибирском государственном университете студенты старших курсов уже могут работать в лабораториях на зарплате, у них есть реальные задачи и зона ответственности", - рассказал академик. Он подчеркнул, что важная задача - найти руководителя научного проекта, так как не к каждому студенты пойдут. Они должны чувствовать, что занимаются востребованным направлением.
Такие направления очень часто возникают в междисциплинарных группах, отметили эксперты, и в России это направление развито недостаточно. Математики работают сами по себе, физики - сами по себе, и эту проблему предстоит решать. "Идеи рождаются в общении, коммуникациях, междисциплинарность работает на контактах, - отметила менеджер научных проектов "Новартис фарма" Илназ Климовская. - Невозможно выявить проблему, если ты не общаешься с людьми. Поэтому нужно развивать школы из разных отраслей, где люди общаются на одном языке. Надо уметь рассказать прикладному ученому, что вы можете друг для друга сделать, простым языком".