Цифры перед запятой
Социальное расслоение оказалось не чуждым губернаторскому корпусу. Так, доходы самого богатого регионального лидера превышают доходы самого бедного в 879,8 раза! Самый богатый - это глава Тульской области Владимир Груздев (775 871 355 рублей). А самая скромная цифра значится в декларации главы Карачаево-Черкесии Рашида Темрезова - 881 854 рубля за год.
У двадцати семи губернаторов доход превышает 5 млн рублей в год (напомним, сейчас в России 85 регионов, но Крым и Севастополь в декларационной кампании пока не участвуют). Девять региональных лидеров перебрались через планку 10 млн в год. И у троих доход более 100 млн. Это уже упомянутый Владимир Груздев, а также врио губернатора Челябинской области Борис Дубровинский с показателем 340 514 591 рубль (доход получен до назначения) и глава Забайкальского края Константин Ильковский - 100 069 176 рублей. Доход меньше 1 миллиона рублей в год всего у двух губернаторов, у Рашида Темрезова и врио главы Курганской области Алексея Кокорина.
У 80 процентов губернаторов - 67 человек - доход получают и вторые половины (всего пять жен региональных лидеров за прошлый год не заработали ни копейки). Но тут разница между самыми "богатыми" и самыми "бедными" исчисляется уже даже не сотнями, а миллионами раз. Доход больше 5 млн рублей в прошлом году получили 12 жен региональных лидеров, из них 7 преодолели планку в 10 млн рублей. Например, супруга псковского губернатора Андрея Турчака пополнила семейный бюджет на 20 053 тыс. рублей, а жена Василия Голубева, возглавляющего Ростовскую область, - на 20 423 тыс. рублей. Однако никто не может сравниться с супругой тульского губернатора: ее доход превысил 214 млн рублей. Что вкупе с заработками мужа приближается к миллиарду.
Из тех вторых половин, у кого свой доход есть, самая скромная цифра стоит у супруги главы Ямало-Ненецкого округа Дмитрия Кобылкина - 2 рубля 29 копеек. Двузначную цифру показывает декларация жены президента Башкирии Рустэма Хамитова - 31 рубль 25 копеек. В целом же у тридцати четырех губернаторских жен доход за прошлый год составил менее 1 миллиона рублей, из них у двадцати шести он не добрался до показателя в 500 тыс. рублей за год. У троих губернаторов задекларирован доход, полученный несовершеннолетними детьми.
Ход железным конем
Больше трети губернаторов - 36%, или 30 человек, - в принципе обходятся без личного автомобиля в семье. Однако и в этой группе следы былого присутствия автомобиля иногда чувствуются. Так, в семьях омского и томского губернаторов - Виктора Назарова и Сергея Жвачкина - хранятся автоприцепы. А еще у части "безлошадных" региональных лидеров прекрасно решен парковочный вопрос - на зависть многим действующим автолюбителям. Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров при полном отсутствии автомобиля является владельцем трех машино-мест, а у губернатора Алтайского края Александра Карлина есть два гаража. Кстати, это его единственная собственность, больше недвижимости нет. Похожая ситуация и у пермского лидера Виктора Басаргина. Квартира в найме, машины в семье нет, а из собственности - гараж и машино-место.
В той же группе губернаторов, где машины есть (таковых 52 человека), почти в половине случаев - 40% - они принадлежат супруге или супругу регионального лидера. Единоличными - в масштабах семьи - собственниками автомобилей оказались еще 25% из этой группы. И у оставшихся 35% "лошадных" губернаторов автовладельцами являются оба супруга.
Иногда, впрочем, формальное обладание автомобилем ровным счетом ничего не значит. Это случай смоленского губернатора Алексея Островского. В его декларации указан ВАЗ-21093, но с отдельным примечанием - машина давно в угоне.
Что в сводном автопарке?
Всего в условном сводном легковом автопарке губернаторов есть 80 автомобилей. То есть в целом региональные лидеры за тем, чтобы поразить количеством машин в своем гараже, не гонятся. В среднем получается меньше одного автомобиля на каждого губернатора, включая "безлошадных", и по полтора на автовладельцев. Самая распространенная модель в этом условном автопарке - Toyota Land Cruiser. Она представлена в количестве одиннадцати штук. Этот внедорожник стоит в гаражах у 19% тех губернаторов, у кого в семье есть автомобиль, и у 12% от общего количества глав регионов. Плюс еще некоторое количество Lexus (15% от всех "лошадных"), немного Toyota Rav-4 - и становится понятно, какой именно автоконцерн выигрывает виртуальный приз губернаторских симпатий. Торжество японского автопрома довершает присутствие в сводном автопарке продукции Nissan (она представлена моделями Patrol, Murano и X-trail) и Suzuki. На втором месте - продукция немецких автогигантов. Девять Mercedes, десять BMW, пара Audi и затесавшийся в эту компанию одинокий Opel Astra.
А вот продукция отечественного автопрома среди губернаторского корпуса не в чести. Понятно, что кого-то просто положение обязывает иметь современный российский автомобиль: так, врио самарского губернатора Николай Меркушкин является обладателем "Лада Ларгус". У остальных же отечественный автопром представлен скорее на уровне ретропробега. Так, губернатор Воронежской области Алексей Гордеев владеет ГАЗ-М20 "Победа" (эта модель выпускалась до 1958 года) и "Москвичем-403" (производился до 1965 года). А ГАЗ-21 (выходил до 1970 года) есть у главы Калмыкии Алексея Орлова, калужского губернатора Анатолия Артамонова и сахалинского лидера Александра Хорошавина. В свою очередь, глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов владеет "советским джипом" ГАЗ-69, выпускавшимся до 1972 года.
Кроме того, в сводном автопарке есть шесть снегоходов (два у главы Удмуртии, по одному у ивановского, калужского, нижегородского и томского губернаторов), два квадроцикла (у глав Ленинградской и Новгородской областей) и три мотоцикла. А самый оригинальный личный автопарк принадлежит, безусловно, главе Республики Хакасия Виктору Зимину. Он является собственником грузовика Урал-375, восьми тракторов и двух комбайнов.
Участок по душе
Среди недвижимого имущества губернаторов тоже встречается своего рода экзотика. "РГ" выбрала пять самых необычных примеров собственности.
Так, калининградский губернатор Николай Цуканов в декларации указал такие объекты, как "ограждение металлическое 85 кв. м", "ограждение кирпичное 51,8 кв. м" и "трансформаторная подстанция 100 кв. м". Владимир Груздев владеет двумя машинами, но при этом площадь принадлежащих ему машино-мест составляет 97,5 кв. м. А у его супруги, также обладающей двумя автомобилями, машино-места занимают 228,8 кв. м. По сравнению с этим особенно необычно выглядит единственный земельный участок, принадлежащий губернатору Астраханской области Александру Жилкину - площадью всего 22 кв. м. Губернатор Томской области Сергей Жвачкин является обладателем участка "для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения". А супруге главы Республики Тыва Шолбана Кара-оола помимо участка, квартиры и двух гаражей принадлежит одна АЗС площадью 57 кв. м.