Ирина Скобцева и Елена Борщова, Ирина Мирошниченко и Александр Рева, отец и сын Малышевы (Владимир и Антон) и Леонид Якубович и Владимир Жириновский, Валерия Гай Германика. Кстати, у последней лучшее платье на церемонии открытия. В тренде: белое - главный цвет этого лета, пушистая шубка в тон прикрывает от возможного дождя и ветра. Кстати, автор платья российский дизайнер Светлана Тегин.
Первый вопрос обозревателя "РГ" был адресован французскому режиссеру Клоду Лелушу: как изменилась Москва, мужчины и женщины? Он ответил, что впервые приезжал сюда в 1957-м году, что с тех пор Москва стала как Нью-Йорк и рассказал, что привез сюда свой новый фильм "Мы тебя любим, подлец".
Второй вопрос - режиссеру картины "Легенда № 17" Николаю Лебедеву. Интересно, с какими эмоциями он будет смотреть фильм-открытие фестиваля "Красная армия"? Оба фильма об одном и том же - о хоккейной команде ЦСКА советского времени. Но у Лебедева фильм художественный, а фильм-открытие - документальный. Лебедев сказал, что ему очень интересно, как снят этот фильм, поскольку по большому счету оба фильма - не о хоккее, а о человеческих отношениях.
Интересен еще и третий вопрос, но задать некому. Почему на открытие фестиваля не приехали актеры американского телесериала "Игра престолов", а именно Кристиан Нэйрн (Ходор), Мэйси Уильямс (Арья), Софи Тёрнер (Санса), Сибел Кекилли (Шая), Иэн Глен (Джорах Мормонт)? И это притом, что соединение кино и телевидения на открытии ММКФ проявляется во всем. По количеству присутствующих телевизионных деятелей здесь собралась маленькая ТЭФИ (кстати, вручение премии ТЭФИ пройдет как раз во время Московского кинофестиваля).
Церемонию открытия задержали минут на сорок. Как говорили в кулуарах, это было связано с приездом министра культуры Владимира Мединского. Министр буквально "взлетел" на сцену и прочел приветствие Московскому кинофестивалю от президента России. После этого сцена наполнилась молодыми людьми, которые громко возвестили собравшимся: "Это мы, ВГИКовцы!" А дальше - пошел брейк и рэп, причем в стиле рэпа читали имена величайших мастеров главного кинематографического вуза страны: от "Тарковского до Тодоровского". Гости поначалу не понимали, где они находятся: на праздновании 95-летия ВГИКа или на открытии 36-го Московского кинофестиваля.
Ситуацию прояснил Никита Михалков, который сказал, что нынешнее открытие посвящено юбилею легендарного вуза. Михалков же пригласил на сцену народного артиста России, кинорежиссера Глеба Панфилова - председателя жюри нынешнего кинофестиваля. 21 мая этого года Панфилову исполнилось 80 лет. "Он всего на 15 лет младше ВГИКа", - сказал Михалков. Логично, что приз "Золотой Георгий" "за вклад в мировой кинематограф" был вручен Панфилову. Мастер поблагодарил зал и сказал, что в планах у него новый фильм.
Все собравшиеся отметили, что в этот раз на сцене нет переводчика. Никита Михалков отметил, что санкции, применительно России, пошли на пользу нашей стране. "Этот напор на нашу страну возбуждает азарт: мы сами с усами".
На русском языке выступал и американский кинорежиссер Гейб Польски, когда вместе с Вячеславом Фетисовым представлял фильм-открытие "Красная армия". Фетисов посетовал со сцены, что его-то режиссер заставил говорить в фильме по-английски. И он проговорил для картины 18 часов.
И пошел первый фильм 67-го фестиваля...
Глеб Панфилов, председатель жюри:
Жюри главного конкурса ММКФ будет работать под председательством классика российского кино режиссера Глеба Панфилова, создателя таких фильмов, как "В огне брода нет", "Начало", "Прошу слова", "Мать", Васса"... Ему предстоит посмотреть 16 картин, созданных 15 странами, и вместе с коллегами по жюри определить обладателей фестивальных призов. Перед началом фестиваля мы спросили Глеба Панфилова о том, какие критерии он считает важнейшими для определения художественного качества современного фильма.
- Они всегда были неизменными: содержание, форма и качество исполнения. Конечно, учитывается и множество других, более частных свойств фильма - оригинальность и новаторство, или, наоборот, верность традиции... Но если отбросить нюансы и все упростить, останется все то же - главное - содержание, форма и качество исполнения. То, что является признаком талантливости фильма.
Хорошее кино всегда ориентируется на зрителя. Оно должно отражать реальные проблемы жизни, реагировать на современные процессы, и, конечно, рассчитывать на широкую публику. В этом сложность задач, стоящих перед режиссерами. Снять достойное, глубокое и серьезное артхаусное кино трудно, но еще труднее сделать его достойным всеобщего внимания. Когда соединяются эти качества - и возникает кино широкого спектра действия. Это случается редко, но случается. Вспомним "Ночи Кабирии" Феллини: они ярко, талантливо и оригинально отражали жизнь, были честью и украшением Каннского фестиваля и при этом любимы миллионами зрителей. Это, конечно, одна из вершин кинематографа, идеал, для многих несбыточный, но стремиться к нему нужно. Именно такое кино живет долго.
Нынешний фестиваль начался документальной картиной о хоккейных звездах ЦСКА "Красная армия". Первым конкурсным фильмом, показанным прессе, тоже оказался документальный - "Дневник Шахерезады" из Ливана.
Для российского зрителя он станет открытием малоизвестного у нас симбиоза искусства и медицины - "драматической терапии". Его режиссер Зейна Даккаш имеет научную степень магистра клинической психологии и является основателем Центра драма-терапии "Катарсис". Практикуемый там терапевтический метод ставит на службу медицине элементы актерского дела: его суть в том, чтобы дать выход скопившимся эмоциям с помощью ролевой игры-исповеди. "Шахерезада в Баабда", которую разыгрывают заключенные женской колонии, - документальная драма, основанная на их рассказах о своей судьбе. Женщины гримируются, надевают голубые паранджи и неуловимо меняются: теперь они актрисы. На семинарах-репетициях их учат двигаться, а природного артистизма им не занимать: кажется, что смотришь итальянскую темпераментную комедию. В ходе эксперимента мы выслушиваем рассказы героинь о том, что их привело к тюрьме, и становимся свидетелями картины семейного насилия, где унижение женщин, побои и запреты стали нормой. Лейтмотив: "Я - преступница". В чем преступление? В восьмилетнем возрасте попробовала напялить штаны брата. В десять лет улыбнулась парню. Нельзя ходить на каблуках, нельзя стоять у окна, ездить на велосипеде, танцевать - религиозный фундаментализм весь состоит из запретов. "Я живу в сплошном кошмаре... Я еще похожа на женщину?" А перед нами на экране - женщины. Они безотчетно кокетливы. Они красивы в своей выразительности, каждая - индивидуальность. Они ждут только любви, получают только побои. Театр - дело красивое, они сейчас актрисы, но играют свою жизнь. Их исповеди - предмет для анализа: общество тотального насилия и абсурдных запретов толкает замордованных людей к новым преступлениям. Как сообщат финальные титры, после сеанса драма-терапии многие из героинь фильма доказали свою невиновность и вышли на волю. Кому-то сердобольные зрители помогли вставить выбитые зубы. И только декларируемый идеал "здоровой семьи" уходит все дальше за горизонт: законы и установления, принятые вроде бы "во благо", провоцируют нетерпимость, ханжество и новые несчастья.
"Дневник Шахерезады" уже признан лучшим документальным фильмом в Ливане, получил множество знаков международного признания. Открыв программу в Москве, он задал фестивалю актуальную тональность. Сам факт существования такого Центра драма-терапии и такого фильма - урок гуманизма. Терапевтический фильм.
Логическим продолжением этой мелодии стал фильм Яна П. Матушинского "Глубокая любовь", рассказавший о "польском Маресьеве" - 60-летнем Януше, который после инсульта утратил речь и способность двигаться, но упорством, мужеством и любовью близких сумел вернуться не только к жизни, но и к любимому спорту - подводному плаванию.
Подготовил Валерий Кичин