"Суммарно, если посмотреть речной флот, надо обновить около 600 судов в течение ближайших десятков лет. Это очень серьезная задача", - отметил Рахманов, отвечая на вопрос "РГ".
"Как только мы решим вопрос по тем же самым утилизационным грантам для судовладельцев, то тема пассажирского флота отчасти может быть решена. Сейчас эксплуатация пассажирских судов за пределами нормативных сроков приводит к достаточно неприятным последствиям", - сказал он, вспомнив крушение теплохода "Булгария".
"Если мы найдем возможность дать стимул покупать новую технику, конечно же, мы будем возвращаться к строительству гражданских пассажирских судов. Но придется привлекать иностранных партнеров, по одной простой причине, компетенций строительства пассажирского флота исторически в России было не так много. Не будем изобретать велосипед, который уже опробован. Например, в Финляндии есть верфь по строительству океанских круизных судов, которая входит в состав ОСК. И на основе этого производства можно создать возможности для речных и морских российских пассажирских судов", - считает Рахманов.
Что касается импортозамещения в судостроении, то программа сейчас уже разработана, для перехода на производство систем, которые обеспечивают жизнь и технические параметры кораблей на российской территории.
"Все наши секреты и подходы рассказывать не буду, но у нас в запасе есть несколько интересных решений", - отметил Рахманов, оговорившись, если будут перекрыты поставки комплектующих для судостроения с Украины.
"Но конечной целью, конечно же, является перенос производства узлов и агрегатов на территорию России. Несколько проще с компонентной базой, так как есть заменители. Сроки постановки на производство ряда изделий гораздо короче, чем тех же самых силовых, газотурбинных установок. И мы будем в этом направлении двигаться", - пообещал он.
Говоря о стоящих перед отечественным судостроением задачах во время представления Рахманова в новом качестве, глава Минпромторга Денис Мантуров подчеркнул необходимость обеспечения роста как в сегменте военного кораблестроения, так и по направлению гражданской продукции.
Уже через четыре года корпорация, согласно своей стратегии развития, должна удвоить объем выпуска продукции в денежном выражении: со 189 миллиардов рублей в 2013 году до 380 миллиардов рублей в 2018 году.
При этом по гражданскому судостроению необходимо более чем в два раза увеличить долю на глобальном рынке. С учетом планов по развитию Северного морского пути и освоению шельфовых месторождений основной упор будет сделан на морскую шельфовую технику, портфель заказов на которую до 2030 года, по оценкам Минпромторга, может превысить 6,5 триллиона рублей. Министерство готово создать все условия, чтобы заказы нефтегазовых компаний достались российским судостроителям.
Крымские судостроительные активы тоже уже включаются в планы в вопросах обеспечения морской техникой для работы на шельфе. Но тема их интеграции в ОСК - это предмет переговоров, поскольку было принято решение о "достаточно аккуратных отношениях с нынешними собственниками, за исключением тех активов, которые в рамках существующего закона были национализированы", отметил Рахманов.