Безусловным лидером отечественной культурной индустрии оказался, как и следовало ожидать, руководитель Мариинского театра, глава Лондонского симфонического оркестра, Всероссийского Хорового общества и десятка международных фестивалей, президент Конкурса Чайковского дирижер Валерий Гергиев. Его доходы за 2013 год составили 164,3 млн рублей. Герой Соцтруда, многократный лауреат Госпремии России Валерий Гергиев имеет крупную недвижимость в России - шесть квартир (общая площадь 996 кв. м), три земельных участка, дачу (710 кв. м), два автомобиля, один из которых был подарен руководителю театра на 60-летие.
Второе место в рейтинге богатых деятелей в сфере культуры занял директор Центрального парка культуры и отдыха имени Кирова Павел Селезнев, заработавший в 2013 году 152 млн рублей. Доходы почти в три раза ниже оказались у популярных артистов-руководителей Владимира Спивакова и Олега Табакова. Именитый российский скрипач и дирижер Владимир Спиваков, возглавляющий Московский международный Дом музыки и два российских оркестра - Национальный филармонический и камерный "Виртуозы Москвы", заработал в прошлом году 58 млн рублей. Супруга музыканта телеведущая Сати Спивакова добавила в семейный бюджет 2,8 млн рублей. В собственности четы находятся четыре квартиры (общая площадь 849 кв. м) в России, Испании и Франции, 40 соток земли, два автомобиля. У худрука МХТ имени А.П. Чехова Олега Табакова доход в прошлом году составил 42,6 млн рублей и 7 млн рублей - у его супруги актрисы Марины Зудиной. Недвижимость семьи включает в себя пять квартир общей площадью 631 кв. м., 30 соток земли и два автомобиля.
Среди 205 худруков, директоров и ректоров творческих вузов России, заполнивших декларацию, в верхние строчки рейтинга попали также гендиректор "Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника" Светлана Мельникова (40,3 млн рублей) и худрук московского Театра Наций Евгений Миронов (27,6 млн рублей). Знаменитые в мире дирижеры Юрий Темирканов и Владимир Юровский заработали 24, 4 млн рублей и 17, 6 млн рублей соответственно.
В целом достаток театральных режиссеров и музейных директоров оказался скромнее, чем у музыкальных деятелей: среди наиболее обеспеченных Лев Додин (18,5 млн рублей), Георгий Исаакян (11,4 млн рублей), Римас Туминас (8,5 млн рублей), Валерий Фокин (7,5 млн рублей). Среди музейщиков лидирует Михаил Пиотровский (10,9 млн рублей). Но и замыкают доходный парад именно руководители музеев. На 205, последнем месте - Вадим Знаменов, президент ФГБУК "Государственный музей-заповедник "Петергоф" с годовым доходом 240 тыс. рублей.
Только что обнародованная таблица финансовых достижений представителей российской культуры, безусловно, представляет интерес для любопытствующих. Но, как бы ни захватывало дух у среднестатистического российского гражданина от развернувшейся картины "богатства" отдельных лиц, данные этого рейтинга отражают лишь индивидуальные показатели, но не общую картину доходности в сфере отечественной культуры. Показатели заработной платы здесь продолжают оставаться на самой низкой позиции. Мы попросили прокомментировать ситуацию генерального директора Московской филармонии Алексея Шалашова:
- Нет смысла ставить вопрос: кто сколько стоит в искусстве? Так же, как и бессмысленно рассуждать: сколько стоит спортсмен? Ну, сколько? Спортсмен может быть замечательный, но он - начинающий. Или он - звезда футбола. Вот и вся разница. Мы сегодня прекрасно понимаем, что находимся в рыночных условиях некоего спроса-предложения. И музыкальное искусство тоже существует в рыночных условиях и подчиняется тем же законам. Если вы захотите, допустим, пригласить замечательных музыкантов, которых никто не знает, они могут согласиться и бесплатно сыграть. Но, если вы приглашаете звезду, на которую огромный спрос в мире, то она будет стоить именно столько, сколько она стоит, сколько наработано годами ее профессиональной карьеры. Каждый раз все решается индивидуально.
Если говорить об уровне гонораров, то самые высокие гонорары классическим музыкантам выплачиваются сегодня не в сфере классической музыки, а в специальных проектах: приведу в пример знаменитый проект трех теноров Доминго-Паваротти-Каррерас. Подобного рода проекты осуществляются при огромном количестве спонсоров, на стадионах, с телевизионными трансляциями, со звукозаписями. И, конечно, здесь будут самые высокие гонорары. Но совершенно другая экономика в концертных залах. Здесь гонорары выплачиваются в основном из выручки. Соответственно, объемы выручки, спрос на исполнителя являются теми рамками, в которые вписывается гонорар. На фестивалях своя ценовая политика, тоже специфическая. В общем, все решается по-разному. Но публично обсуждать доходы ведущих музыкантов, артистов, киноартистов я считаю неэтичным.