20.06.2014 12:39
Культура

Конкурс ММКФ открыл украинский фильм "Братья. Последняя исповедь"

Московский кинофестиваль рассказывает о бессмысленности вражды
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №137 (6409)
Конкурсная программа ММКФ открылась притчей о бессмысленности вражды: и так все помрем. Картина снималась пять лет, но ее уже приняли за актуальное высказывание.
Читать на сайте RG.RU

После обвального успеха фильма "Племя" на Каннском фестивале смотреть украинскую картину "Братья. Последняя исповедь" идешь с удвоенными ожиданиями: кино наших ближайших соседей всегда было популярно в России, и теперь там явно намечается оживление, приходят новые талантливые люди. Увы, дебют Виктории Трофименко оказался, хоть и амбициозным, но непоправимо испорченным самыми махровыми штампами - из них выложено то, что претендует быть философией фильма.

Режиссер явно даровитый, умеющий выразительно построить кадр и наследующий традициям украинского поэтического кино, Трофименко для снятого в Гуцульщине дебюта выбрала притчу шведского писателя Торгни Линдгрена. И тем уже заложила в своем сценарии многие режущие глаз несовместности: и северные замкнутые характеры плохо вяжутся с цветистой буколикой рушников, и писательница-миссионерка явно залетела сюда из других палестин, и фабула становится условной до лунной стерильности. Но, в конце концов, притча и не должна быть географически дотошна. Вопрос в ее смысле и ее нравоучении.

Документальный конкурс ММКФ расскажет о том, как вернуть надежду

Смыслы и нравоучения начнутся с первого кадра. С нажимом покажут светлые лики святых и мерцающие перед ними свечи, писательница прочтет прихожанам лекцию об юродивых, но вскоре кто-то разрушит благолепие заявлением, что бога нет, - и мистику начнут нагнетать так усердно, что становится не по себе. Старик безбожен, а, стало быть, циничен, и кот у него черный, орет дьявольским голосом и вот-вот возгласит: "Поднимите мне веки!" И так, зловеще поскрипывая и поухивая, этот медленный, как бы остановившийся фильм будет обрастать философемами, которые апеллируют к категориям жизни и смерти, ревности и смертельной вражды. Словно сошедшая с прозрачных полотен передвижников девушка с кружевным зонтиком окажется в плену у мужа, с которым у нее идейные разногласия: он хочет черничных штруделей, а она вскормлена соленой свининой с чесноком и на этой почве жестоко страдает. Мужнин брат ее поймет и утешит, возникнет ребенок, уже неясно, от кого, на этой почве воспылает вражда, в ходе которой, как у Шекспира, все умрут. За исключением девушки, которая эмигрирует из заледенелого царства к теплому морю, и в память о ней назовут кота, хотя он, как выяснится по ходу фильма, возможно, кошка. Поэтическое начало картины выражено белейшим снегом, на который нещадно мочится циник-бежбожник (с разнообразными человеческими выделениями у фильма особо пристрастные отношения), и который воспевает писательница, уподобив его "пене материализованного света". Этой несколько выспренней интонацией и пронизано все повествование.

В целом фильм кажется эманацией сознания спутанного и болезненно зацикленного на простейших знаках-штампах: если старик - то сгорблен-скрючен так, что сочувствуешь актеру, если светлая девушка - то белобрыса и с румянцем во всю щеку; черный кот - злой рок, женщина - спокойная самоотреченность и мудрое приятие своей нелегкой ноши. И, разумеется, она тащит свой крест в самом буквальном смысле - влечет на закорках распластанного наподобие распятия многострадального старика. Этот фильм прямо-таки распирает от образности.

Прямое действие перебивается флэшбеками, отсылающими то в юность, то в детство героев. О времени центрального действия напомнит разве что мобильник, в захолустье немедленно умерший, по слогам прочитанное газетное сообщение об американцах, высадившихся на Луну, и еще кожаная куртка с востроносыми ботинками, которые затребует у отца сын-недоросль. Для притчи эти детали слишком конкретны, с высокой трагедией - слишком несоразмерны: от перепадов давления у зрителей начинается род кессонной болезни. Получилась картина, которая все время хочет взлететь к горним высям, своевременно напоминая об истинах бесспорных, но теперь преданных забвению. И тут же пикирует до уровня пародии так наивно, истово и простодушно, что это, вполне возможно, примут за новое авторское слово в оскудевшем современном кино. И даже чем-нибудь наградят.

Мировое кино