20.06.2014 00:20
Экономика

Олег Сиенко: Российские вагоны из композитов признаны лучшими в мире

Гендиректор "Уралвагонзавода" Олег Сиенко: Своими вагонами мы гордимся не меньше, чем танками
Текст:  Виктор Васенин Сергей Птичкин
Российская газета - Федеральный выпуск: №136 (6408)
Какой станет бронетехника будущего? На что способен "Атом"? Когда мы увидим "Армату"? Страшны ли оборонщикам санкции? Что такое композитный вагон нового поколения? Об этом и многом другом читателям "Российской газеты" рассказывает гендиректор ОАО "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" Олег Сиенко.
Читать на сайте RG.RU
 
 
 

"Терминаторы" вошли в Казахстан

Олег Викторович, недавно завершилась выставка вооружений "KADEX-2014", которая проходила в Казахстане. Предприятия, входящие в "Научно-производственную корпорацию "Уралвагонзавод", выступили на ней убедительно. А ведь многие были уверены, что экспорт наших вооружений идет только в дальнее зарубежье. Какие перспективы продвижения российской бронетехники в страны СНГ?

Олег Сиенко: Долгие годы даже самые крупные государства, входящие в наше Содружество, не имели достаточных средств для закупки нового вооружения. В последнее время экономика их окрепла, появилась возможность приступить к обновлению парка боевых машин. И выставка в Казахстане, которая прошла всего второй раз, показала, насколько велик интерес к различным модернизационным проектам и к новым образцам. Важно, что этот интерес подкреплен вполне достаточными финансами.

Мы планируем создать на территории Казахстана совместные предприятия. Они будут заниматься глубокой модернизацией стоящих на вооружении танков Т-72. А в дальнейшем, вполне возможно, - сборкой Т-90 различных модификаций. Специалистами этих предприятий будет проводиться профессиональная техническая поддержка бронетехники российского производства, которая стоит на вооружении стран Центральной Азии и Кавказского региона.

Кстати сказать, большой интерес к нашей продукции проявляет Туркмения. Заключены и выполняются контракты на поставку в эту страну новейших образцов российской бронетехники. Весьма оживился на рынке вооружений, если говорить о СНГ, Азербайджан. Так что перспективы роста наших поставок не только в дальнее зарубежье, но и в ближнее, значительно расширились.

Наши вагоны из композитов могут работать сто лет в агрессивных средах, и они признаны лучшими в мире

Какие образцы представленной вами бронетехники оказались в центре внимания на выставке в Казахстане?

Олег Сиенко: Практически всё, что мы привезли, вызывало интерес специалистов из стран бывшего СССР, а также Африки, Азиатского региона, Латинской Америки. Мы показали новую боевую машину огневой поддержки на базе шасси танка Т-72, названную БМПТ-72. Казахстан, кстати, уже имеет в опытной эксплуатации четыре БМПТ, которые мы назвали за их сокрушительную огневую мощь "Терминаторами". А теперь можно познакомиться и с "Терминатором-2". Скажу: впечатление эти машины произвели сильное.

Большой интерес вызвал плавающий транспортер ПТС-4. Это самая мощная в мире амфибия, работа для которой найдется и в армии, и в гражданской жизни. Наводнения, которые стали, увы, частым явлением в нашей стране, в Китае, в Восточной Европе и в других регионах планеты, не позволяют соответствующим службам медлить с их заказом.

Настоящей сенсацией стал полноразмерный макет тяжелой колесной боевой машины пехоты "Атом" с оригинальным боевым модулем, оснащенным 57 мм автоматической артиллерийской установкой АУ-220М. Это плод совместного труда наших и французских специалистов. Впервые макет "Атома" в России мы показали на выставке в Нижнем Тагиле в прошлом году. В мае 2014 года впервые вывезли макет за рубеж. В 2015 году на юбилейной выставке в Нижнем Тагиле покажем уже действующий опытный образец "Атома".

Гендиректор "Уралвагонзавода" Олег Сиенко

В чем главные особенности "Атома"?

На выставке вооружения Eurosatory показали экипировку "Ратник"

Олег Сиенко: Можно сказать - во всём. Это наш первый проект создания боевой машины совместно с западными партнерами. В данном случае - с французской компанией "РЕНО ТРАК ДЕФЕНС". Мы не копировали чужие разработки, а создавали действительно совместный продукт. В итоге получилось почти ровно 50 на 50. Корпус и шасси - французские. Компоновка и боевой модуль - наши. На первых образцах, возможно, будет стоять импортный дизельный двигатель. Однако мы уже подобрали отечественный, который входит в габариты "Атома" и удовлетворяет нас по всем характеристикам. Кстати, машина эта плавающая, и на ней предусмотрено два двигателя. Для движения по суше и для движения по воде. Это интересное конструкторское решение.

У машины, на наш взгляд, удачная компоновка. Десанту достаточно просторно, удобен выход через заднюю аппарель. Сиденья обеспечивают защиту от динамического удара. Корпус рассчитывался на противоминную устойчивость. Управление машиной компьютеризировано. Предусмотрено оснащение самым современным оптико-электронным оборудованием.

Однако самое важное - боевой модуль. Он оснащен скорострельной корабельной артустановкой калибра 57 мм, естественно, адаптированной к сухопутной машине. Пушка отличается высокой скорострельностью и точностью стрельбы на дальности до 16 км. Она может уверенно поражать не только наземные цели, но и воздушные. В ПВО Сухопутных войск сейчас нет артустановок калибра выше 30 мм. Между тем наши расчеты показали, что именно 57 мм пушки должны хорошо работать практически по всем типам беспилотных летательных аппаратов. Так что у "Атома" хорошие перспективы как по экспорту, так и по оснащению этими машинами Российской армии.

Почему такое необычное для бронетехники название?

Олег Сиенко: Я уже сказал, что это совместный российско-французский проект. А слово "атом" без перевода читается и одинаково понимается на всех языках. Когда-то считалось, что атомы - кирпичики, из которых построено все мироздание. Вот и мы уверены, что наш "Атом" станет основой для создания боевых машин нового поколения. На мировом уровне эта машина даже в макетном исполнении признана прорывной.

Кстати, открою секрет. Недавно мы приступили к работам по проекту "Атом-2", который также будет совместным, но уже не с французами. У новой машины - совершенно иные боевые возможности, и, на взгляд наших специалистов, она станет не менее интересной, чем первый "Атом".

"Армата" и танки для биатлона

Кампания с санкциями против оборонных предприятий России, которая сейчас разворачивается в Европе, как-то сказывается на совместных проектах?

Олег Сиенко: Пока чего-то особо негативного мы не ощутили. Западные промышленные компании очень долго выстраивали отношения с российским ОПК. Сейчас создана вполне работоспособная кооперация, в развитии которой не меньше нас заинтересованы зарубежные партнеры. Рушить чисто деловые взаимоотношения в угоду сиюминутным политическим амбициям, как нам кажется, никто из европейских промышленников не хочет. Они ведь понимают, что рынок пустоты не терпит. Есть немало ведущих по мировым масштабам азиатских корпораций, которые готовы занять место европейцев, если они прекратят сотрудничать с нами в области высоких технологий. Но уходить пока никто не собирается. В противном случае, мы не затевали бы проект "Атом-2".

Надо принимать во внимание и то, что сегодня мы, совместно с европейскими партнерами, успешно работаем на рынке третьих стран. Так что санкции могут ударить не только по нам, но и по третьей стороне, которая в данном случае и вовсе ни при чем.

Все ждут премьеры танка нового поколения "Армата". Когда она состоится и что можно сказать об этой машине?

На "КАДЕКС-2014" Россия представила боевую машину поддержки танков

Олег Сиенко: Вице-премьер Дмитрий Рогозин на прошлогодней выставке в Нижнем Тагиле сказал, что "Армата" пройдет по Красной площади в парадном строю 9 Мая 2015 года. Надеюсь, так и будет. Во всяком случае, со стороны танкостроителей никаких задержек нет. Сейчас машина находится в стадии подготовки к испытаниям. Одновременно идет создание технологических линий для ее серийного производства.

Что-то конкретное по машине я сказать не могу, так как этот объект пока является совершенно секретным. В общих чертах - это танк нового поколения. У него нет аналогов ни у нас, ни за рубежом. Экипаж полностью изолирован от боевого отделения в своеобразной бронекапсуле. Управление максимально компьютеризировано. На танке установлена спутниковая навигация. Предусмотрено получение информации от беспилотных летательных аппаратов. "Армата" хорошо вписывается в концепцию сетецентрического управления боем. Это действительно прорывной танк с точки зрения реализованных в нем технологий, и настоящий танк прорыва.

Существенно то, что "Армата" спроектирована как единая платформа для целого ряда боевых машин различного назначения: от санитарных и инженерных до артиллерийских и ракетных.

Нередко именно оборонку упрекают за срыв того или иного гособоронзаказа. Как выполняется ГОЗ на предприятиях вашей научно-производственной корпорации?

Олег Сиенко: По гособоронзаказу на текущий год корпорация работает по двум направлениям: поставка нового вооружения и модернизация существующего парка вооружения.

Мы выполняем два государственных контракта по модернизации танков Т-72Б3. Первый государственный контракт, кстати сказать, мы выполнили досрочно, еще в апреле 2014 года, второй контракт исполняется в настоящее время в соответствии с планом производства на двух площадках - в Нижнем Тагиле и Омске.

Кроме того, идет модернизация БМП-2 на предприятии в Рубцовске. Самоходные артустановки МСТА-С и 2С3М "Акация" ремонтируются и модернизируются на "Уралтрансмаше" в Екатеринбурге, а танки с газотурбинной силовой установкой Т-80БВ - в Омске.

Могу сказать, что из числа глубоко модернизированных Т-72Б3 и Т-80У-Е1 будут выделены машины для обеспечения чемпионата мира по танковому биатлону, который состоится в августе этого года.

К слову, объем модернизации бронетехники вырос в 2,5 раза - с 350 единиц почти до 1000 единиц вооружения.

Сто лет без коррозии

"Уралвагонзавод", несмотря на название, ассоциируется в первую очередь с танковым производством. А как обстоят дела с производством вагонов?

УВЗ предоставит образцы современных танков для онлайн-игр

Олег Сиенко: Действительно, наши вагоны всегда в тени. Между тем тут нам есть чем гордиться не меньше, чем в танковом производстве. Однако сложилась совершенно парадоксальная, я бы даже сказал - тупиковая ситуация. Мы в состоянии выпускать вагоны суперкласса, а по железным дорогам грохочут развалюхи какой-то "дореволюционной постройки".

В прошлом году мы сделали семь новых видов вагонов с использованием композитных материалов. На одном из мировых форумов в Париже получили своеобразный "Оскар" - Гран-при за создание вагонов из композита. Их признали лучшими в мире!

Гарантийный срок, который мы даем на такой инновационный вагон с большим кузовом, - не традиционные 22, а 32 года. Гарантия повышена на10 лет! Вагоны могут идти почти бесшумно со скоростью 120 км/час. Это дорогого стоит. Да и смотрятся они очень изящно. Это действительно новое поколение подвижного состава.

Но! Они никому не нужны. Когда смотришь на то, что катится по нашим железным дорогам, становится просто страшно. Буквально скачущие по путям ржавые вагоны, с разбитыми осями и колесами, перегруженные сверх меры. Это ведет к повышенному износу путей, на постоянный ремонт которых никаких денег не хватит.

У каждой техники есть свой жизненный цикл, после которого ее объективно необходимо утилизировать. Но кто-то бесконечно продлевает срок эксплуатации старого подвижного состава. Видимо, тот, кому важна только его сиюминутная прибыль, и кто совсем не думает о будущем.

 
 

Наверное, не всё так пессимистично. Вот в Москве только что появились новые и совершенно непривычные для России низкопольные и очень комфортабельные трамваи. Это ведь тоже продукт УВЗ?

Плесецк готовится к пуску ракеты-носителя нового поколения "Ангара"

Олег Сиенко: Действительно, мы победили в сложном тендере на поставку трамвайных вагонов для Москвы. В апреле 2014 года мэру столицы Сергею Собянину был показан новый трехсекционный трамвай модели 71-414 - совместная разработка УВЗ и польской компании PESA. В воскресенье 1 июня трамваи нового поколения модели 71-414 вышли на маршруты Москвы.

В трамвае этой модели применены новейшие технические решения, никогда ранее серийно не использовавшиеся в городском рельсовом транспорте России. Например, полностью низкий пол позволяет не только уменьшить транспортную нагрузку, но и создает удобство для пассажиров с колясками, пожилых людей, инвалидов. Широкие двойные двери и отсутствие ступеней дают возможность пассажирам заходить и выходить из трамвая быстро и легко. Трамвай оборудован современной системой кондиционирования и отопления, новейшими системами информирования пассажиров и видеонаблюдения. Непрерывный мониторинг технического состояния и местонахождения вагона достигается посредством технологий GPS и ГЛОНАСС.

Вагон вмещает более 250 человек, а срок его службы составляет 30 лет - против 20 лет у традиционных моделей. Помимо высокого уровня комфорта пассажиров, современный трамвай обеспечивает повышенные скоростные характеристики - до 75 км/час. Несомненное достоинство - минимальный уровень шума и вибраций при движении.

120 трамваев нового поколения будут поставлены в Москву в 2014-2015 годах. В июле этого года на V Международной промышленной выставке "ИННОПРОМ-2014" в Екатеринбурге УВЗ представит собственный опытный образец низкопольного модульного трамвайного вагона модели R1. Он более совершенен, чем тот, что вышел на московские улицы. И это уже будущее поколение, причем российское.

Опыт Москвы показывает, что даже в условиях рынка можно и нужно идти на затраты для того, чтобы обновить транспортные системы, работающие в интересах общества. Это окупится сторицей.

 
 

Во Франции завершил работу крупнейший Международный оружейный салон Евросатори-2014. Что показали наши танкостроители?

Олег Сиенко: Никаких натурных образцов мы не привезли. Хотя на "Евросатори-2012" наша бронетехника - танк Т-90СМ новейшей модернизации и БМПТ "Терминатор" произвели на всех участников огромное впечатление. Санкции здесь ни при чем. В этом году мы делаем упор на логистику, сервисное обслуживание и демонстрацию модернизационных проектов.

Только танков Т-72 было выпущено более 30 тысяч штук. Тысячи этих машин по-прежнему в строю в разных странах планеты. Их можно модернизировать, вдохнув в старые машины вторую жизнь. У нас есть очень интересные предложения, в том числе в кооперации с западными партнерами. На салоне "Евросатори-2014" мы сможем увидеть и то, насколько прочны наши отношения, чтобы понять - надо нам искать новых партнеров или нет.

Визитная карточка

Олег Викторович Сиенко. Родился 11 февраля 1966 г. в Ростовской области. Образование высшее. Окончил Межрегиональный институт менеджмента по специальности "экономика", Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина по специальности "экономика и управление на предприятии" и аспирантуру Академии народного хозяйства при правительстве РФ.

Олег Викторович Сиенко начал трудовую деятельность в 1988 г. в Иркутске инструктором объединения "Молодежная инициатива Иркутска" Иркутского городского комитета ВЛКСМ.

Занимал руководящие должности в крупнейших нефтегазовых компаниях. Проявил себя грамотным организатором производства и хорошим экономистом. В апреле 2009 г. был назначен на пост генерального директора ОАО "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод".

Награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, орденом Почета.

Кстати

Во время работы салона Eвросатори-2014 стало известно, что на Уралвагонзаводе для новой модели трамвая R1, которая сейчас здесь разрабатывается, открыли свои инстаграмм, твиттер и фейсбук.

Промышленность Русское оружие Свердловская область Уралвагонзавод Урал и Западная Сибирь