Начнем со скоростных ограничений. С 1 сентября у нарушителей скоростного режима появился некий ненаказуемый лаг - 20 км/ч. За превышение на меньшее количество км/ч наказаний не предусмотрено. Автомобилисты стали трактовать это в свою пользу, то есть, нет наказания, нет и нарушения. В результате, по населенным пунктам, где риск выхода пешехода на дорогу довольно велик, машины ездят на скоростях около 80 км/ч. А это отнюдь не обеспечивает безопасность пешеходов. Данные Всемирной организации здравоохранения, которые недавно на заседании Общественной палаты РФ по вопросу снижения скорости, озвучил глава "Союза пешеходов" Владимир Соколов, дают наглядную картин. При наезде на скорости 50 км/ч у пешехода есть 50 процентов шансов на выживание. При 60 км/ч - 82 процента за то, что человек погибнет в результате столкновения. Скорость более 70 км/ч - смертельна для пешехода. По данным Соколова за 4 месяца этого года количество аварий на дорогах выросло на 4,2 процента, а смертность в результате этих аварий - на 8,1. То есть выросла тяжесть последствий ДТП. И Соколов напрямую связывает это с тем, что увеличился безнаказанный лимит скорости.
Именно поэтому в Татарстане, сразу после введения такого лимита на большинстве улиц Казани было введено ограничение скорости в 40 км/ч. 40 + 20 плюс погрешность прибора, равная 1 км/ч, итого: штраф придет только за превышение на 21 км/ч.
По словам замруководителя Центра организации дорожного движения правительства Москвы Александра Полякова, предложение об ужесточении скоростного режима поддержала комиссия по безопасности дорожного движения Центрального административного округа, в которой участвуют сотрудники ГИБДД. Впоследствии ограничение может быть введено внутри всего Садового кольца.
В Центре организации дорожного движения Москвы считают, что изменение скоростного режима сделает исторический центр города более привлекательным для туристических прогулок. Скоростной режим не будет изменяться "сплошняком" - на некоторых улицах внутри Бульварного кольца по-прежнему будет действовать ограничение в 60 км/ч. Предварительно это Кремлевское кольцо, за исключением набережной, Большая Никитская улица, Тверская, - перечислил чиновник.
Как сообщили "РГ" в аналитическом центре "Яндекс. Пробки", даже ночью средняя скорость движения внутри Бульварного кольца составляет не более 40-45 км/ч, а днем она может быть и 10, и 40 км/ч в зависимости от времени дня и дорожной ситуации.
- Быстрее 40 км/ч внутри Бульварного кольца можно ездить только глубокой ночью, - сказал "РГ" директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. - Плюс это очень важный сигнал господам автомобилистам - в городе ездить быстро очень опасно, ведь на расстоянии вытянутой руки идут пешеходы.
Как сообщили "РГ" в Госавтоинспекции России, требования к регулированию движения на дорогах - это дело местных властей, которым принадлежит дорога. Они могут повышать или понижать установленную скорость, но в рамках правил дорожного движения.
Снижение скорости обезопасит пешеходов. Но пока не понятно, как оно отразится на трафике. Фото:Сергей Михеев
По словам первого заместителя председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслава Лысакова, главное во всем этом деле - безопасность. Если в результате такого ограничения произойдет сокращение попавших под колеса и погибших, то это может только приветствоваться. Другое дело, как это повлияет на трафик. Но в центре да еще в час пик двигаться быстрее просто не получается.
Другой момент - это введение разрешения на правый поворот на красный сигнал светофора. Напомним, что с подобной инициативой в прошлом году выступил экспертный центр "Пробок нет". И даже был проведен эксперимент на некоторых перекрестках столицы, Московской области и других областях. Как сообщает "Пробок нет", эксперимент признан удачным, и глава правительственной комиссии по безопасности дорожного движения 1-й зампред правительства РФ Игорь Шувалов направил рекомендации в соответствующие ведомства о разработке поправок в законодательство и ГОСТЫ.
Поправить стандарты - не проблема. Вопрос, как это скажется на дорогах. Как рассказал Вячеслав Лысаков, эта норма работать в России просто не будет при нашем трафике. Если появится свободный ряд, его тут же забьют те, кто желает проехать прямо. Если запретить из этого ряда движение прямо, то это будет ущемление прав автомобилистов. Тут надо подходить с очень большой осторожностью, говорит депутат. К тому же есть риск для безопасности пешеходов. Нельзя разрешать поворот направо на каждом перекрестке. Необходимо изучать ситуацию на них, и только после этого принимать решение в каждом конкретном случае.
По словам главы "Союза пешеходов", в соответствии справилами, пешеход имеет право пересекать дороги на перекрестках на разрешающий сигнал светофора для автомобилей. К чему приводит разрешение водителям поворачивать направо на красный свет: пешеход, завершая переход, внезапно выходит на крайнюю правую полосу из-за автомобилей, ожидающих проезда прямо и направо. Пешеход не может видеть автомобиль в крайне правой полосе, намеревающийся повернуть направо на красный, а водитель не видит пешехода, и его внимание сосредоточено на повороте направо, а пешеход появляется слева. Итог понятен. При этом пешеход, как показывает правоприменительная практика, будет признан виноватым.
Сергей Канаев, глава Федерации автомобилистов России
- Изменение скорости в пределах Бульварного кольца никак не повлияет на трафик. Но и на безопасность особого влияния не окажет. Необходимо больше объяснять водителям, почему вводится то или иное ограничение, тогда это сработает. Что касается поворота правого поворота на красный свет, то мы только поддерживаем эту идею. Во всем мире есть такая практика. Но, конечно, надо продумывать взаимоотношения с пешеходами. Нельзя организовывать такой поворот там, где в этот момент могут двигаться пешеходы.
(Подготовил Владимир Баршев)
Рамиль Хайруллин, региональный представитель Федерации автовладельцев России в Татарстане:
- После того как автомобилистам подарили 20 километров в час, начальник Госавтоинспекции Татарстана Рифкат Минниханов предложил ввести в Казани ограничения в городе до 40 километров в час и на трассе - до 70 километров в час.
Если бы речь шла только о городе, эту инициативу бы поддержали. Хотя в час пик в Казани и так не разгонишься, поэтому скорость в центре города редко превышает 40 километров.
Что касается инициативы московских властей, то они правы. Так как с учетом подаренных 20 километров многие разгоняются до 80 километров в час, это грозит серьезными последствиями в случае аварии.
Не исключено, что после Москвы и наши власти придут к тому, чтобы ограничить скорость.
(Подготовила Светлана Брайловская, Казань)
Александр Холодов, член координационного совета Межрегиональной общественной организации автомобилистов "Свобода Выбора", Санкт-Петербург:
- Ограничение скорости в 40 км в центре Москвы не имеет большого смысла, как мне кажется. Реально это ограничение направлено на защиту пешеходов, обеспечение их безопасности, но днем это более надежно делают столичные пробки, а ночью пешеходы спят.
Нужно также понимать, что нововведение потребует установки соответствующих дорожных знаков. Согласно правилам дорожного движения они должны быть установлены после каждого перекрестка, и это существенно увеличит нагрузку на дорожную сеть и потребует дополнительных средств.
Хотя в принципе индивидуальный, точечный подход можно только приветствовать. Водители охотнее соблюдают ограничения, если видят их необходимость и к тому же знают, что мера временная. В пример можно привести Финляндию, где в пределах одного отрезка дороги может быть разрешено движение сначала со скоростью 50 км в час, а потом сразу 110 - на прямом участке.
(Подготовила Мария Голубкова, Санкт-Петербург)
Евгений Липович, заместитель главы администрации Екатеринбурга по вопросам транспорта:
- Мы долго анализировали меры, необходимые для того, чтобы навести порядок на центральных дорогах города. Несомненно, одна из них - грамотное регулирование движения. Но снижение скорости автотранспортных средств, как доказывает опыт зарубежных стран, является самым действенным методом.
(Подготовила Светлана Добрынина, Екатеринбург)
Лидер московского отделения байкерского клуба "Ночные волки" Алексей Вайц
- Самая большая плата за передвижение по центру - это время. При таком ограничении скорости, когда все будут плестись, планировать ничего невозможно. Уже сейчас, выдвигаясь на встречу на автомобиле, закладываешь на дорогу два часа, а с новыми ограничениями - будет и того больше. Три часа стоять в пробках при сегодняшнем ритме жизни - это невосполнимая потеря. Центр города становится все менее доступным для автомобилистов. Не легче ли просто запретить въезд в центр и сказать людям - "давайте все пересядем на общественный транспорт"? Так будет честнее.
(Подготовила Елена Петешова, Москва)