Как повлияет ограничение в 40 км/ч на трафик в центре Москвы

Максимально допустимая скорость движения автомобилей на улицах внутри Бульварного кольца будет снижена до 40 км/ч до конца этого года. Об этом сообщил замруководителя Центра организации дорожного движения правительства Москвы Александр Поляков. Опрошенные "РГ" эксперты оценили нововведение по-разному, но сошлись в том, что изменение скоростного режима так или иначе "оттянет" потоки машин из центра города. В любом случае, уверяют эксперты, быстрее центр и не едет.

Как сообщили "РГ" в аналитическом центре "Яндекс. Пробки", даже ночью средняя скорость движения внутри Бульварного кольца составляет не более 40-45 км/ч, а днем она может быть и 10, и 40 км/ч в зависимости от времени дня и дорожной ситуации.

По словам Александра Полякова, предложение ЦОДД об ужесточении скоростного режима поддержала комиссия по безопасности дорожного движения Центрального административного округа, в которой участвуют сотрудники ГИБДД. Впоследствии ограничение может быть введено внутри всего Садового кольца, уточнил Поляков.

Как рассказали в пресс-службе ЦОДД, такая мера вводится для комфорта пешеходов.

- В Москве исторически сложилась такая улично-дорожная сеть, где  вылетные магистрали являются и внутрирайонными улицами, которые переходят дети по дороге в школу, улицами, прилегающими к паркам и крупным спальным районам, - говорят в ЦОДД.

Кроме того, в ЦОДД считают, что изменение скоростного режима сделает исторический центр города более привлекательным для туристических прогулок. Специалисты Центра ссылаются на "многочисленные исследования психологов и социологов", согласно которым людям комфортно ходить по городским улицам, если скорость движения машин превышает скорость движения пешеходов не более, чем в 10 раз. А идущий спокойным шагом человек движется со скоростью 4-5 км/ч.

Отметим, что скоростной режим не будет изменяться "сплошняком" - на некоторых улицах внутри Бульварного кольца по-прежнему будет действовать ограничение в 60 км/ч. Предварительно это Кремлевское кольцо, за исключением набережной, Большая Никитская улица, Тверская.

Лидер московского отделения байкерского клуба "Ночные волки" Алексей Вайц считает, что новые ограничения создадут дополнительные проблемы автомобилистам.

- Самая большая плата за передвижение по центру - это время, - считает байкер. - При таком ограничении скорости, когда все будут плестись, планировать ничего невозможно. Уже сейчас, выдвигаясь на встречу на автомобиле, закладываешь на дорогу два часа, а с новыми ограничениями - будет и того больше. Три часа стоять в пробках при сегодняшнем ритме жизни - это невосполнимая потеря.

По мнению Вайца, центр города становится все менее доступным для автомобилистов.

- Не легче ли просто запретить въезд в центр и сказать людям - "давайте все пересядем на общественный транспорт"? Так будет честнее, - говорит он.

Однако, по мнению других экспертов, существенных изменений в дорожной ситуации не произойдет.

- Быстрее 40 км/ч внутри Бульварного кольца можно ездить только глубокой ночью, - сказал "РГ" директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. - Плюс это очень важный сигнал господам автомобилистам - в городе ездить быстро очень опасно, ведь на расстоянии вытянутой руки идут пешеходы.

С ним согласен и руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский.

- Пробок не прибавится. Движение успокоится, станет более плавным, это позволит снизить аварийность и увеличить комфорт для пешеходной части города,  - говорит эксперт. - Когда машины гоняют рядом с пешеходами - пешеходов становится меньше. Попробуйте по МКАДу погуляйте…

По мнению Шумского, помимо самого ограничения скорости, важны и условия для соблюдения этого ограничения - и это должны быть не только камеры. Также эксперт напомнил, что за превышение скорости на 20 км/ч и меньше - не штрафуют.

- Косвенное успокоение трафика  включает в себя целый комплекс мер: большое количество светофоров, ограничение сквозного проезда, островки безопасности, маленькие радиусы поворотов, чтобы машины сбрасывали скорость, заходя в них, - рассказывает Шумский. - Более спокойному движению способствую и узкие полосы: чем уже полоса,  тем водитель медленнее едет, реже перестраивается, ведет себя более аккуратно.

В результате, по мнению Шумского, машин в центральной части города будет меньше: ехать через центр транзитом станет неудобно, и автомобилисты будут выбирать другие дороги.

Александр Шумский также отметил, что в мировом опыте для центра города ограничение в 40-50 км/ч - это нормально. Михаил Блинкин привел в пример улично-дорожную сеть Дюссельдорфа, где в центре города светофоры установлены через каждые 150 м, и разогнаться невозможно чисто физически.

Впрочем, в центре Москвы это тоже довольно трудно - не столько из-за светофоров, сколько из-за трафика.

- По своему опыту могу сказать уверенно - иногда до нужного места дойти быстрее пешком, чем на машине, - говорит депутат Мосгордумы Александр Семенников.