24.06.2014 00:59
Власть

Владимир Путин призвал усовершенствовать подготовку инженерных кадров

Будущих инженеров должны учить не только ученые, но и практики
Текст:  Кира Латухина
Российская газета - Федеральный выпуск: №138 (6410)
Рассчитать потребности в инженерных кадрах на десять лет вперед поручил глава государства. О том, как максимально приблизить образовательный процесс к технологическому производству, говорили вчера на заседании Совета при президенте по науке и образованию. В вузах нужны ведущие ученые-преподаватели, в том числе и практики, подчеркнул Владимир Путин.
Читать на сайте RG.RU

"Сегодня лидерами глобального развития становятся те страны, которые способны создавать прорывные технологии и на их основе формировать собственную мощную производственную базу, - отметил президент. -  Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства и, что принципиально важно, основой для его технологической, экономической независимости". "Наша страна всегда славилась своими инженерами", - напомнил Путин. Эта профессия пользовалась неизменным уважением и до революции, и после - несмотря на все шутки о том, сколько получали инженеры и как они жили. "Всегда в обществе отношение к людям инженерной профессии было очень серьезным и уважительным", - отметил он.

В России могут учредить звание "Заслуженный инженер России"

С 2006 года в развитие материальной базы инженерных факультетов целевым образом было вложено свыше 54 млрд рублей, удалось повысить уровень квалификации по ряду важнейших направлений.

"Общественный престиж профессии растет, - констатировал глава государства. - Карьера инженера становится привлекательной с точки зрения статуса и материального достатка". Запускаются крупные индустриальные проекты, в рамках которых интересно и амбициозно работать. Все больше школьников увлекаются математикой, физикой и химией. Ректоры отмечают рост числа абитуриентов, сказал Путин и поинтересовался, как обстоят с этим дела в МГУ.

- Сейчас естественные науки пользуются хорошим спросом, и синусоида на их стороне, - ответил ректор этого вуза Виктор Садовничий.

- Вы мне говорили, что был период, когда практически и конкурса никакого не было, все хотели быть юристами, экономистами, менеджерами, - припомнил президент.

- Абсолютно точно меняется в лучшую сторону, - кивнул собеседник.

- Эта тенденция очень позитивная и приятная, - оценил глава государства.

Есть объективный запрос на перемены в системе подготовки инженерных кадров, объявил Путин. Нужны профессионалы высокого уровня, навыки и квалификация инженеров должны отвечать потребностям предприятий. Так, остро не хватает линейных инженеров - а ведь на них держится вся профессия, сказал президент. "Нельзя допустить, чтобы существующий кадровый дефицит, а он наблюдается на наших ведущих предприятиях, стал сдерживающим фактором развития экономики, так же как и недостаточная квалификация выпускников вузов", - предостерег он. Так, в прошлом году работодатели оценивали подготовку выпускников вузов по инженерным профессиям на 3,7 балла по пятибалльной системе. По их мнению, около 40% поступающих на работу нужна дополнительная подготовка.

Глава государства призвал определить, какие специалисты понадобятся в промышленности через 5-10 лет, перечислив направления, которые определят новый технологический уклад. Среди них - робототехника, производство новых материалов, биотехнологии, превентивная и персональная медицина, инжиниринг и дизайн. Также нужно четко понимать, какие отрасли станут локомотивами развития целых территорий, таких как Сибирь, Дальний Восток и Арктика.

"Следует рассчитать потребности в инженерных и технических кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу, сделать это в разрезе отраслей, регионов и крупнейших работодателей", - сказал президент и поручил представить предложения по механизмам таких расчетов. В программах развития госкомпаний и регионов нужно предусмотреть разделы, включающие потребность в инженерных кадрах. И учитывать ее в профстандартах.

Образование должно быть максимально приближено к промышленному производству, подчеркнул президент. Сейчас большинство вузов находится в европейской части страны, а крупнейшие индустриальные центры - на востоке. Поэтому о нормальной производственной практике и подготовке специалистов под потребности конкретного завода говорить сложно. "Бюджет тратит огромные средства, вузы работают, как классик говорил - "контора пишет". А студенты зачастую уже заранее знают, что инженерами они работать не будут, в другой город, в другой регион страны - не поедут", - констатировал Путин. Выпускники отправятся не на производство, а в офисы. Проблема сложная и болезненная, признал он, но при поступлении в технологический вуз молодой человек должен связывать будущее с получаемой профессией.

Ректоры МГУ и ВШЭ поддержали идею преподавания на двух языках

"Понятно, что в вопросах реорганизации вузов нельзя с плеча рубить, нельзя ничего делать, как в народе говорят, с кондачка. Надо искать гибкие, но эффективные подходы и решения, - предложил глава государства. - Например, базовую инженерную подготовку можно осуществлять в технических вузах столичных городов, а на старших курсах увеличивать количество образовательных программ, совмещенных с практикой на предприятиях в соответствующих регионах".

Президент перечислил ряд задач. Во-первых, нужно изменить структуру образовательного процесса в технических вузах, сделав акцент на практических занятиях. Во-вторых, активнее приглашать ведущих ученых для преподавания, чтобы можно было учиться у "звезд" мировой науки, в том числе наших соотечественников. Одновременно следует создавать возможности для внутренней академической мобильности.

"Будущих инженеров должны учить не только ученые, но и практики", - сказал глава государства. Для этого нужно устранить барьеры, которые не позволяют вузам привлекать специалистов, работающих на конкретных предприятиях, то есть упростить для них механизмы совместительства.

Следует рассчитать потребности в инженерных и технических кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу

Нужны не только инженеры, но и лидеры больших коллективов, способные реализовать масштабные проекты, продолжил Путин. Следует стимулировать студентов к осуществлению первых проектов. "Для поддержки студенческих коллективов будем развивать систему конкурсов, соревнований", - обещал он, добавив, что важно, чтобы задания там были не абстрактными, а предполагали создание продукции для конкретных предприятий.

Между тем

Владимир Путин обсудил по телефону с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым вопросы двустороннего сотрудничества. Речь также шла о нагорно-карабахском урегулирование, и с российской стороны была подтверждена готовность оказывать всемерное содействие в поиске мирного решения проблемы.

Работа власти Образование Президент