23.06.2014 15:31
Экономика

Дума одобрила поправки о рекламе лекарств, медицинских услуг и изделий

Госдума приняла во втором и третьем чтениях поправку к закону "О рекламе", которая вновь разрешает рекламировать медицинские услуги и изделия во всех средствах массовой информации.
Читать на сайте RG.RU

Напомним, предыдущие поправки к закону "О рекламе", внесенные в конце прошлого года, потребовались для того, чтобы привести всю законодательную базу в соответствие с новым законом  "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", вступившим в силу еще в ноябре 2011 года. И на первый взгляд они были чисто терминологическими. Так, вместо словосочетания "методы лечения" в статью 24 внесли словосочетание "медицинские услуги, в том числе методы профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации".

Но в результате между частями 7 и 8 этой статьи возникло противоречие. Согласно части 7 реклама медицинских услуг в неспециализированных СМИ вроде бы разрешалась, хотя и с ограничениями. А согласно части 8 вообще запрещалась. Запрет ограничил доступ потребителей к информации о медицинских услугах и негативно сказался на доходах медицинских организаций и рекламораспространителей.

 

В России за прошедший год рост БАДов составил более 19 процентов

Готовя публикацию об этом, наша газета запросила комментарий в Комитете Госдумы по охране здоровья. Председатель комитета Сергей Калашников согласился с тем, что ситуацию надо исправлять, неоправданные ограничения на рекламу отменить. В результате был оперативно подготовлен законопроект с поправкой, его поддержали профильные комитеты, а затем проголосовали и все депутаты. Но неожиданно благая инициатива породила новую проблему, о которой заявила Ассоциация международных производителей медицинских изделий (IMEDA). 

Прежде в законе "О рекламе" было сказано: "Реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях".

- Поправка, одобренная Думой в первом чтении, убрала из закона слова "медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации", - прокомментировали коллизию в IMEDA. - Но одновременно после слов "и медицинских изделий" убрали и следующие за ними слова  "для использования которых требуется специальная подготовка". В результате получилось: "Реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, а также медицинских изделий не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях". То есть по сути дела вводился полный запрет на рекламу всех медицинских изделий во всех остальных местах - аптеках, поликлиниках, больницах, неспециализированных СМИ и т.д. А это значит, что нельзя рекламировать даже такие необходимые каждой семье медицинские предметы, как градусник, ингалятор, массажер, тонометр, и такие жизненно необходимые больным людям изделия, как глюкометры, спинхалеры, трости, тест-полоски, урологические прокладки, бандажи, ортопедические стельки и т.п. Многим людям эта информация станет просто недоступной.

Депутаты к критике прислушались, и ко второму чтению текст поправки был отредактирован: из первоначального текста убрали лишь слова "медицинских услуг, в том числе". В таком виде поправка и была проголосована во втором и третьем чтении. Так что теперь рекламировать и услуги, и медизделия, не требующие от пользователя специальной подготовки, как и безрецептурные препараты, можно во всех печатных и электронных СМИ без ограничений. Рекламодатели и рекламораспространители могут облегченно вздохнуть - за подобные публикации им теперь штрафы не грозят. А вот депутаты - вряд ли. Ведь подобные терминологические и стилистические ловушки могут ожидать их в любом законопроекте, которых каждую неделю законодатели рассматривают и принимают десятками. Причем число инициатив по поводу рекламы лекарств, БАДов и медицинских изделий тоже растет. Остается надеяться, что впредь с ними депутаты будут предельно осторожны.

Фарминдустрия Гражданское право Госдума