В окончательном виде решение еще не оформлено - в течение 2014 года кабинету министров предстоит утвердить "дорожную карту" этой реформы. Предполагается, что она вызвана низкой результативностью существующих сегодня ОЭЗ, о чем ранее сообщали аудиторы Счетной палаты. Напомним, по их мнению, средства на создание ОЭЗ в России расходуются неэффективно. За семь лет государство вложило в них почти 122 миллиарда рублей, но к 2013 году управляющими компаниями были выполнены работы на 52 миллиарда. Это лишь 26 процентов от ожидаемой до 2017 года стоимости строительства, а с учетом работ, оплаченных регионами, - около 40 процентов стоимости. Это недостаточный уровень для эффективного развития особых экономических зон, отметил аудитор Александр Жданьков.
Ранее ОЭЗ управляла государственная компания "Особые экономические зоны", а государство финансировало эти работы путем взносов в уставный капитал этой компании. Теперь схему предполагается изменить: федеральные власти намерены выдавать субсидии регионам на строительство "зоновой" инфраструктуры, отмечают в минэкономразвития РФ. При этом у федерального правительства останется право одобрять открытие новой зоны или накладывать вето. Чтобы получить средства на экономзоны, региону придется представить в правительство целевые показатели работы зоны. Это будет создание высокотехнологичных рабочих мест, рост ВРП и добавленной стоимости, а не формальное число резидентов и загрузка зоны, как сейчас. Если в течение бюджетного периода (три года) цели не достигаются, то регион будет вынужден вернуть субсидию. Обязательства перед инвесторами по предоставлению участков и инфраструктуры авторы реформы намерены сохранить и передать властям субъектов.
Эксперты оценивают этот шаг по-разному. Главы регионов, где ОЭЗ действуют более или менее успешно, высказывают одобрение. По их мнению, региональные власти непосредственно заинтересованы в процветании особых экономических зон и лучше владеют ситуацией на местах, чем представители федеральных органов власти.
В Мурманской области, где создана портовая ОЭЗ, каких-то принципиальных перемен от новой реформы не ожидают. По словам председателя регионального комитета развития промышленности и предпринимательства Ольги Кузнецовой, ПОЭЗ в Заполярье изначально создавалась без федерального финансирования - необходимые средства запланированы в региональном бюджете.
- Какие-то дополнительные средства на создание инфраструктуры ПОЭЗ вряд ли потребуются, поскольку средства предусматриваются не только из регионального бюджета, но и со стороны резидентов, - подчеркнула она. - Уже подписано соглашение о намерениях с семью потенциальными резидентами.
Аналитики не отрицают, что в ряде случаев регионы смогут самостоятельно справиться с этой задачей. Но здесь все зависит от конкретной ситуации, отмечает академик РАН Владимир Маслобоев. По его словам, основной принцип ОЭЗ остается прежним: региональное правительство создает льготы и преференции для инвесторов, которые вкладывают свои средства в проекты на территории этого региона. Но экономические условия регионов остаются очень разными, и те субъекты, которые находятся, например, на территории Арктики, отнюдь не в выигрыше.
- Если открыть постановление правительства РФ N 338 от 21 апреля 2014 года "О государственной программе социально-экономического развития Арктической зоны РФ", то в паспорте программы сказано, что деньги из федерального бюджета на выполнение этой программы не предусмотрены, - отмечает Владимир Маслобоев. - Неважно, кто будет управлять зоной, важно, кто будет ее финансировать и насколько она окажется интересной частному капиталу. Существенной помощи из федерального центра арктическим регионам ждать не приходится, хотя большая часть ответственности за успешность особых экономзон ляжет именно на субъекты.
Важно и то, что инвестиционный климат в арктических регионах в большей мере определяется федеральной политикой, а не действиями региональных властей, считает ученый. Например, никуда не девается "северное удорожание", которое резко снижает конкурентоспособность продукции, выпускаемой на Севере. Есть и другая сложность - недостаток финансовых средств на рынке. Ситуация с "санкциями" против РФ обернулась тем, что доступ зарубежных банков на российский рынок оказался сильно ограничен. Многие из этих банков уже настаивают на том, чтобы их российские партнеры досрочно вернули кредиты. Инвесторы не смогут обойтись без займов, которые придется брать в российских банках. А те, в свою очередь, связаны по рукам и ногам политикой Центробанка, не позволяющей увеличивать денежную массу. В результате деньги резко подорожали - процентная ставка по кредитам на долгосрочные программы приблизилась к 20 процентам годовых, подчеркивает Владимир Маслобоев. Для сравнения: в Японии эта ставка составляет около полутора процентов, а у Европейского банка реконструкции и развития - 5,6 процента. Инвесторам крайне сложно найти средства даже на те проекты, которые остаются выгодными, а что тогда говорить о "северном удорожании". Решение этих проблем сегодня очень мало зависит от администраций регионов - ключевые решения остаются за Москвой.
Михаил Жуков, ученый секретарь Научного совета автономной некоммерческой организации "Научно-координационный центр "Север":
- Разницу в экономическом положении регионов нельзя не учитывать. Например, бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа может позволить себе любые "излишества". Ненецкий автономный округ тоже не бедствует. В Мурманской и Архангельской областях ситуация хуже, там напряженный бюджет, хотя администрации регионов стараются что-то сделать. У каждого региона - свои ресурсы, своя специфика, и для каждого может подойти свой собственный рецепт. Они могут справиться с управлением особыми экономзонами - особенно теми, которые эффективны. Но есть ощущение, что экономическая политика государства будет серьезно меняться в зависимости от международной обстановки. Судя по всему, эти реформы не последние. И неоспоримо то, что наполняемость региональных бюджетов по-прежнему очень сильно зависит от федеральной политики, поэтому ее влияние, по сути, останется решающим.