- Главная задача, которая сегодня стоит перед территориями, - развитие инфраструктуры. Если ее нет, ни один инвестор туда не придет, ни российский, ни зарубежный. Зачем тащить все инвестпроекты в Екатеринбург? Это ошибка. Мы и так потеряли много населенных пунктов из-за оттока населения, - рассуждает Владимир Семенов, заместитель председателя комитета по промышленности и взаимодействию с системными монополиями СОСПП. - В Германии наоборот вывели из крупных городов все сборочные производства на расстояние 100 километров, инфраструктуру обеспечило государство. Как результат - станкостроительная отрасль стала конкурентоспособной. Качеством немецкая продукция всегда отличалась, а вот по цене была дорога, теперь успешно конкурирует с Японией и другими державами.
В качестве оператора project management предлагается использовать НП "Инжиниринговый кластер инфраструктурных проектов". Эта организация, хоть и зарегистрирована как НП, вышла целиком из производственного бизнеса, поэтому готова взять на себя разработку финансовых моделей проектов, согласование ее с банками, Региональной энергетической комиссией (РЭК) и профильными министерствами.
- Мы сотрудничаем с финансовыми институтами, представителями МО, инжиниринговыми компаниями, банками - совместно разработали схемы финансирования, по которым реализуем инфраструктурные проекты. Модель универсальная, подходит для решения задач и в социальной, и в коммунальной инфраструктуре, - говорит финансовый директор кластера Рустам Сулейманов. - Можно отобрать 10-15 наиболее перспективных идей, и, заручившись поддержкой правительства, заняться "притиркой" нюансов.
По словам Юрия Гуськова, исполнительного директора НП, ему удалось собрать экспертов, имеющих пусть небольшой, но опыт реализации инфраструктурных проектов в муниципалитетах, в том числе в формате ГЧП. Со всеми главами МО специалисты кластера встречались на организационном обучении по ГЧП, собирали информацию об актуальных и требующих скорейшей реализации программах.
- Сначала мы столкнулись с неоднозначной реакцией по поводу принадлежности кластера к коммерческим структурам, - говорит Юрий Гуськов. - Хочется еще раз подчеркнуть: это объединение всех инструментов реализации проектов: предприятий-производителей, представителей органов власти, экспертного сообщества. Мы прекрасно знакомы с существующими ограничениями: и с регулированием, и с бюджетом, и с законодательством, понимаем проблематику территорий Свердловской области. Но исходя из практики видим, что все-таки проекты можно реализовать. Более того, у нас, как и у глав муниципалитетов, есть четкая установка на развитие и модернизацию инфраструктуры. Поэтому и стараемся объединить все заинтересованные стороны.
Те инструменты, что сегодня существуют в регионе для поддержки инвесторов, их почему-то не вдохновляют. Количество институтов развития с каждым годом увеличивается, но координации между ними нет. Та же КРСУ, к сожалению, - больше политический инструмент, нежели экономический, сокрушаются бизнесмены. Полгода нам говорили, что именно корпорация выполняет роль одного окна в регионе, а потом оказалось, что министерство экономики, сейчас в муниципалитетах создаются новые структуры - инвестагентства. Свердловская область одной из первых внедрила все 15 пунктов инвестстандарта, но в результате уступает субъектам РФ, которые озаботились благополучием делового климата намного позже, если верить последнему рейтингу Агентства стратегических инициатив.
По словам представителей кластера, в региональном правительстве их заверили, что если главы МО проявят интерес к независимому оператору, готовому привести деньги на территории, а тот поможет начертить "дорожные карты", то в областной казне заложат средства на софинансирование проектов.
Модель ГЧП с банковским финансированием, которую предлагают члены кластера, подразумевает следующую схему: банк финансирует строящиеся проекты, а муниципалитет расплачивается в течение 4-5 лет. При этом получает готовые объекты и сразу может их эксплуатировать. Благодаря растянутым по времени платежам администрация способна равномерно распределить нагрузку на бюджет, заложив выплаты на последующие периоды. Даже с учетом немаленьких процентных ставок по кредитам это выгодно. Если проект стоит порядка 100-300 миллионов рублей, через 4-5 лет он будет оценен уже в 170 миллионов. А банку за тот же период придется заплатить около 135 миллионов.
- Понимая, что в МО зачастую не хватает специалистов для оформления подобных проектов, просим глав только четко сформулировать задачу. А встречаться с банками, РЭК, областными властями, оформлять проект и согласовывать на экспертном совете при губернаторе готовы сами, - поясняет господин Гуськов.
У местного самоуправления, считают представители НП, сегодня существует серьезная мотивация для поддержки ГЧП, ведь за проблемы с дорогами, коммуналкой и т.п. "бьют" глав администраций, а не директоров конкретных МУПов, ДЭЗов. Более того, предприниматели уверены, что банки охотно кредитовали бы муниципалитеты, если бы у органов местного самоуправления было больше финансовой самостоятельности и больше опыта в профессиональной "упаковке" инвестпроектов. Сегодня им порой не хватает денег даже на авансовые платежи, а технология формирования бюджетного процесса настолько громоздка, что истребовать средства с нецелевой статьи практически невозможно. Приходится выкручиваться инвесторам: влезать в лизинговые схемы, брать рассрочки и т. п.
По словам Натальи Алемасовой, управляющей филиалом ВТБ в Екатеринбурге, банки, в принципе, готовы тиражировать ГЧП под залог контракта застройщика с муниципалитетом. Допустим, есть потребность построить поликлинику или детсад - МО заключает договор с подрядчиком на условиях, что первый платеж будет произведен по окончании стройки, а остальные - в течение 4-5 последующих лет. Банк под залог контракта кредитует застройщика именно на этот срок. Однако в подобном варианте ГЧП могут быть задействованы только застройщики с безупречной репутацией, финансово устойчивые - если администрация не сможет рассчитаться вовремя, последним придется взять кредит на себя.
- В 99 процентах случаев банки не готовы выступать прямыми инвесторами, они лишь создают условия, чтобы бизнес вошел в проект, - развивает мысль Александр Парамонов, директор Свердловского филиала Россельхозбанка.
Одним из эффективных инструментов для популяризации ГЧП, по его словам, может стать инвестиционный контракт, который подразумевает, что произведенная продукция будет 100-процентно реализована, что тариф на нее будет согласован в РЭК, а субъект РФ и МО предоставят преференции. По такому принципу, в частности, действует Сбербанк, когда кредитует строительство соцобъектов: создается проектная организация с участием муниципалитета (20-30 процентов уставного капитала), остальные 70-80 вкладывает банк, его представители также входят в совет директоров, чтобы осуществлять контроль над оперативной деятельностью. Строящийся объект находится в залоге, а после ввода в эксплуатацию продается либо сдается в аренду. Все права на него муниципалитет получает только после полной оплаты.
Еще один дополнительный источник финансирования инфраструктурных проектов в муниципалитетах - тариф. В частности, с 1 июля 2014 вводится жесткое ограничение на рост коммунальной платы для граждан, предельные индексы установлены на три года, однако местные власти при согласовании с федеральными регуляторами имеют возможность корректировать их. По оценке заместителя председателя РЭК Свердловской области Александра Соболева, сегодня в регионе есть возможность учесть порядка 2,5 миллиарда рублей в регулируемых тарифах в счет прибыли.
Яков Силин, заместитель председателя правительства Свердловской области:
- Перспективы развития ГЧП на Среднем Урале, безусловно, есть. Слабым пока является муниципально-частное партнерство. Но, несмотря на определенные трудности, прежде всего пробелы в законодательной базе, отдельные проекты в рамках кооперации государства и бизнеса реализуются. Наша задача - поставить такие варианты сотрудничества на солидную основу, а для этого необходима заинтересованность обеих сторон. В нашем регионе хватает инвесторов, достаточно производственных и сервисных предприятий для реализации подобных проектов, но без инициативы представителей муниципалитетов ГЧП развиваться не может. Поэтому хочется видеть заинтересованность со стороны местного самоуправления.