Большая наука предоставляет практической медицине технологии, о которых еще недавно нельзя было и мечтать. Например, возможности визуализации заболеваний и дефектов кожи. На выставке, сопровождавшей съезд, было представлено несколько таких аппаратов. Один из них позволяет выполнять ультразвуковое исследование кожи, определяя все ее параметры - влажность, эластичность, кислотно-щелочной баланс и т.п. На экране монитора врач видит не только все слои этого сложного органа, но и малейшие отклонения от нормы, что позволяет на ранней стадии диагностировать многие кожные заболевания, включая онкологические.
- Теперь такие аппараты включены в стандарт оснащения федеральных медицинских центров дерматологического профиля, - поясняет врач Павел Белков, демонстрирующий новинку на участниках съезда. - Конечно, они повышают точность диагностики и более комфортны для пациентов, чем прежние инвазивные методы.
Еще большие возможности предоставляет врачу и пациенту аппарат VivaSkope, использующий лазерную сканирующую микроскопию. Врач прикладывает к новообразованию сканер и на мониторе видны составляющие его клетки. Аппарат по сути заменяет собой традиционную гистологию, то есть исследование тканей, но без процедуры биопсии, когда их частица берется специальной иглой. Аспирант Государственного научного центра дерматовенерологии и косметологии (ГНЦДК) Никита Грибанов привел на съезд свою пациентку, у которой предположил базальный рак кожи. Десятиминутное исследование на аппарате показывает - диагноз верен, можно назначать лечение.
- Возможности визуализации - это, пожалуй, сегодня наиболее быстро развивающееся технологическое направление в нашей области, - подтверждает и заместитель директора по науке ГНЦДК профессор Алексей Кубанов. - Другое - использование целой линейки специализированных лазеров как для лечения кожных заболеваний, так и в эстетической косметологии. Но работать с этой сложной аппаратурой, конечно, могут только врачи-специалисты. И мы рады, что после введения специальности "врач-косметолог" это направление из сферы "банно-прачечных услуг" быстро переходит в настоящую клиническую медицину и требует все более высокой квалификации. Хотелось бы, чтобы и потребители этих услуг понимали, что современные методы ухода за кожей, омоложения и т.д. - это не то же самое, что услуги парикмахерской или даже салона красоты, где нет врачей.
Высший пилотаж лазерной косметологии демонстрировал на съезде профессор из Италии Маттео Третти Клементони, представивший новую методику коррекции возрастных изменений кожи. На его слайдах пожилые дамы на глазах молодели, расставались с морщинами, обвисшими щечками, пигментными пятнами и прочими проявлениями неумолимого бега времени. Позволяет творить все эти чудеса вовсе не скальпель, а углекислотный лазер с использованием фракционного эффекта ультраимпульса - так это называется по науке. В руках специалиста он испаряет излишнюю ткань, уплотняя кожу и возвращая ей молодую упругость. Долгое перечисление длины волн и длительности импульса в устах элегантного итальянца звучало как музыка, по крайней мере, дамы в зале слушали его, как заезжего маэстро.
А вообще лазеры в косметологии занимают все более важное место, заменяя собой многие хирургические методики. Один из таких аппаратов на парах меди и золота представил на выставке даже Физический институт Российской академии наук (ФИАН). Оказывается, разработки наших нобелевских лауреатов нужны не только для промышленных и военных целей, но и для такой прозы, как лечение различных кожных образований - гемангиом, кератом, папиллом, а также сведения татуировок, выведения угрей и уничтожения морщин.
- Наш аппарат обладает уникальными длинами волн - зеленой и желтой, - поясняет руководитель проекта кандидат физико-математических наук Игорь Пономарев. - Он отличается от прочих тем, что не испаряет ткани, а лишь коагулирует (склеивает. - Ред.) мелкие сосуды, которые питают родинки и всевозможные новообразования. Лишившись питания, они сами безболезненно усыхают и отпадают.
Сегодня, чтобы избавиться от морщин и прочих примет времени, уже можно не прибегать к хирургическим методам. Их в эстетической косметологии во многом заменили инъекционные технологии. Казалось бы, что тут сложного - введение под кожу различных субстанций, которые заполняют морщины, выравнивают овал лица или делают свежими губы? Но и за всем этим тоже стоят большие исследования и научный подход. Так полчаса рассказывал о результатах научного подхода к использованию филлеров - продуктов для контурной пластики на основе гиалуроновой кислоты - голландец Том ван Эйк. И аудитория сидела, затаив дыхание. Видео того, как он заполняет всего одну морщинку у губ по своей технологии "папоротник" было не менее захватывающим зрелищем, чем написание портрета красавицы каким-нибудь другим знаменитым голландцем. Правда, в роли красавицы выступал 40-летний метросексуал (джентльмены в Голландии, видимо, тоже борются со старостью, как могут), но зрелище исчезающей на глазах морщины просто завораживает.
Впрочем, не менее поэтичным был и доклад сотрудницы все того же ГНЦДК Анны Андриенко, которая рассказывала, как препаратом на основе все той же гиалуроновой кислоты можно вернуть губам идеальные пропорции. Оказывается, пластмассовые девушки с надутыми синтетикой губками - это просто результат непрофессиональной работы. А если бы попали они в руки истинного мастера, то губы не изувечили бы личико, а приобрели научно обоснованную свежесть и "арку Купидона". И это не метафора поэта, а вполне профессиональный термин, как и "колонны фильтрума", "парижские губы" или даже "техника Джоконды" - так называется один из методов введения филлеров (наполнителей).
Конкуренцию филлерам составляет в косметологии разве что старый добрый ботулотоксин - природный яд, который блокирует нервно-мышечную передачу импульсов. Медицинские препараты на его основе, с одной стороны, способствуют расслаблению лицевой мускулатуры, что приводит к уменьшению мимических морщин, а с другой - активизируют восстановительные процессы в клетках кожи. Они довольно давно используются в медицине и косметологии, но спектр их применения все время расширяется. О достижениях и перспективах отечественной ботулинотерапии рассказала профессор Первого Московского государственного медицинского университета Ольга Орлова, назвав яд "загадочной молекулой века". Он позволяет бороться с болью различного происхождения, блокируя нервные импульсы, например, воспалением лицевого нерва, мигренью и т.д. Он же ликвидирует асимметрию лица, а в старших возрастах сглаживает морщины, корректирует овал лица, подтягивает жевательные мышцы и т.д. Но все дело и тут в мастерстве и знаниях того, кто берется за подобные манипуляции. Профессор поздравила аудиторию с выпуском первого российского препарата на основе ботулотоксина - его появление сделает все эти методики более доступными многим россиянам и россиянкам.
О применении ботулотоксина для лечения гипергидроза (избыточной потливости) рассказала доцент кафедры эстетической медицины факультета повышения квалификации медицинских работников РУДН Ирина Алифанова. Проблема, которая отравляет жизнь тысячам людей, решается довольно просто - обкалыванием препаратом зон гипергидроза. Но и тут важно попасть в руки истинного специалиста.
На съезде обсуждались многие проблемы, и более специальные, узкие, и те, что касаются миллионов людей. Но общий посыл участников таков: нет неразрешимых проблем, если ими занимаются специалисты. Так что наша проблема - такого специалиста найти.