03.07.2014 00:05
Культура

В Санкт-Петербурге снимается фильм по детективам братьев Вайнеров

Снимается сериал по детективам братьев Вайнеров
Текст:  Людмила Безрукова (Санкт-Петербург)
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №147 (6419)
Следователь Станислав Тихонов - герой произведений братьев Аркадия и Георгия Вайнеров - станет главным героем нового телевизионного художественного фильма, к съемкам которого приступил в Петербурге известный кинорежиссер Сергей Снежкин. Первые 5 фильмов сериала, как обещают его создатели, будут готовы уже к концу текущего года. Делается он для канала "Россия1 ". О том, чем заинтересовали киногруппу повести известных советских писателей, кто пробовался на главную роль и почему снимать Москву конца 1970-х будут на берегах Невы, корреспондент "РГ" узнала, побывав на съемочной площадке.
Читать на сайте RG.RU

Практически вся работа над "московской историей" - фильмом "Следователь Тихонов" - будет проходить в Петербурге. Экспедиция в Москву предстоит короткая, чтобы снять несколько столичных улиц, Петровку, Большой театр. На "Ленфильме" художник-постановщик Владимир Гудилин выстроил прекрасные декорации для "кабинетных сцен", а декораций естественных, скажем, сталинского ампира, вполне хватает и в Северной столице.

Федор Бондарчук поставит в Голливуде "Одиссею"

Снежкин, давно известно, не жалует посторонних во время работы. Как только фильм "запущен", он, в обыденной жизни - добрейшей души человек, становится столь строг, что "лучше не подходи!". Пообщаться с автором таких популярных телесериалов, как "Женский роман", "Брежнев", "Белая гвардия", удалось далеко не сразу. Как оказалось, к лучшему. Разрешив журналисту присутствовать на съемке нескольких важных сцен, Снежкин и его команда позволили тем самым изнутри увидеть и благодаря этому кое-что понять в задуманном авторами сериале из времен "развитого социализма".

По словам исполнительного продюсера Натальи Гориной, идея создания фильма про сыщика Тихонова принадлежит продюсерам Сергею Мелькумову и Александру Роднянскому. Над сценарием режиссер Сергей Снежкин работал вместе с молодыми московскими литераторами Журенковыми. Сам оригинальный сценарий создан по мотивам повестей братьев Вайнеров. То есть сюжет картины не во всем близок к прозаическому первоисточнику.

- Кастинг длился больше года, - рассказывает Наталья. - Претендентов на главную роль было очень много. Пробы прошли почти все известные сейчас в стране актеры в возрасте от 35 до 45 лет. Но в результате остановились на Мише Ефремове. Да, ему немножко больше, чем сорок пять, но его ироничный взгляд, его манера разговаривать, двигаться почти в точности совпадают с тем образом следователя УгРо Тихонова, который был у киносъемочной группы. И, мне кажется, попали "в точку". Михаил Олегович сейчас в прекрасной актерской форме. На площадку приходит всегда в точно таком состоянии, какое требуется в конкретный момент для конкретного эпизода. К тому же человек он компанейский, доброжелательный, что создает в коллективе комфортную обстановку.

Популярных актеров занято в сериале немало. Среди них - многоопытные Сергей Шакуров, уже работавший со Снежкиным ("Брежнев"), Сергей Гармаш, Алексей Гуськов, молодые Максим Матвеев, Виктория Толстоганова, Светлана Иванова...

В "кабинетной сцене", съемки которой довелось наблюдать, была занята помимо Ефремова также Светлана Иванова. Он, как уже сказала выше, герой фильма - сыщик Тихонов, она - его секретарь, что по ходу сюжета сильно поспособствует их сближению во внерабочее время.

"Приготовились, мотор!" - звучит команда режиссера. На площадке мгновенно воцаряется тишина. "Начали!" Ефремов весьма решительным шагом направляется к двери служебного кабинета, где его уже ждут подчиненные и коллеги, подходит к своему столу... "Стоп! Михаил Олегович, ну что так вяло?" - другой Олегович, режиссер Сергей Снежкин, недоволен тем, как исполнитель прошел через кабинет. Хотя, на мой чисто зрительский взгляд, сыграно было практически безупречно. Да и, честно говоря, что тут "играть"? Толкнул дверь, вошел... Но тем Снежкин и славится, что каждая деталь у него не "мелочь", а важнейшая составляющая всего будущего фильма.

Этот кадр - прохода сыщика в свой кабинет, его короткой реплики о том деле, которое расследует - снимался без малого час. Раз за разом Ефремов толкал дверь, произносил нужные слова. И каждый раз это было немножко иначе, с другой интонацией, в ином ритме. "Стоп, снято! Хорошо, Миша!" - доволен наконец и режиссер. Все в группе, от осветителя и гримера до самого "главного", улыбаются довольные. Кто-то даже устало потягивается, давая понять, что пора отдохнуть. Моя надежда на перерыв и возможность общения с основными действующими лицами сериала улетучивается, однако, уже через минуту. Начинается работа над съемкой следующей сцены все в том же кабинете. На первый план тут выходит молодая актриса Светлана Иванова (фильмы "Доктор Тырса", "Разведчицы").

Немного позже, когда перерыв все-таки объявят, Светлана охотно поделится с корреспондентом "РГ" впечатлениями об участии в съемках.

- Чувствую я себя здесь замечательно. Давно хотела поработать с Сергеем Олеговичем Снежкиным, - сказала она. - Пробовалась у него в "Белую гвардию", не удалось тогда попасть на картину. Зато теперь получилось.

В будущем сезоне телеканалы покажут сериалы о Раневской, Орловой и Гурченко

Говорят, актерам с ним трудно, все время "придирается", может и накричать...

Светлана Иванова: Что вы, наоборот, это режиссер, с которым исполнители мечтают работать! Его строгость чисто внешняя. Он очень хорошо все объясняет. Помогает в создании образа. Моя роль в "Следователе Тихонове" не главная, но важная. Играю женщину, которая встречается на его пути. То время, в котором мы оказываемся по воле сценаристов и режиссера, 1979 год, мне незнакомо, я родилась позже. С другой стороны, это время молодости моих родителей. Они мне рассказывали о нем. Мне оно интересно.

Я воспитывалась на фильмах той эпохи. Самый любимый из них "Романс о влюбленных". Я же девочка, я про любовь люблю. У нас тут, конечно, совсем другая сейчас история, но по-своему красивая.

В последние годы к 1970-80-м годам, последним в жизни СССР, кинематографисты обращаются все чаще. Чувствуется некая ностальгия по нему.

Светлана Иванова: Да, несомненно, что-то есть в нем завораживающее и притягивающее.

По сюжету у вас с героем Михаила Ефремова возникает любовь. Трудно играть ее на съемочной площадке?

Светлана Иванова: А я по-настоящему люблю Михаила Олеговича! И как талантливого актера, и как обаятельного мужчину. Тем более, он мой дальний родственник. Его дедушка по материнской линии Борис Покровский приходился сводным братом моему прадедушке.

Прямая речь

Сергей Снежкин, кинорежиссер

- Почему я согласился снимать этот фильм? Я так определил для себя и для актеров: это историческое кино. А поскольку я тогда жил, то есть рос, учился, мужал, знал многих людей, все ужасы и достижения того времени, то я захотел части зрителей напомнить про него. А тем, кто родился позже, рассказать о нем. И не просто рассказать, а объяснить молодому поколению, выросшему на абсолютной истерии по отношению к нашей истории, что плохих времен не бывает, они всегда многосложны. В то время были живы моя мама и моя бабушка, пережившая две войны и три революции. Там были свои подлецы, но и свои гении. Целая плеяда гениев! А за последние двадцать лет, кстати, их у нас много появилось?

Историческое кино в моем понимании - это восстановление персонажей, характеров, лексики, текста, страстей во всей их полноте и особенностях. Детективный сюжет в данном случае - только повод для привлечения зрителей к экранам телевизоров.

Михаил Ефремов

- Мне "прет" сейчас по жизни - не так давно я снялся у Тодоровского в "Оттепели", теперь вот - Снежкин, режиссер редкого дарования. Так, как он работает на съемках с актерами, мало кто у нас практикует. Он требователен, но в то же время очень помогает. Я вижу, он знает, что нужно и как нужно играть. И я ему доверяю. А какие тут актрисы прекрасные - мою жену играет Вика Толстоганова, возлюбленную Светочка Иванова, был по ходу сюжета еще роман с Машей Мироновой. Как повезло, согласитесь?!

Я хорошо помню то время. В 1979 году мне исполнилось уже 16 лет. Много было тогда хорошего, но и плохого тоже хватало. Потому вспоминать его не люблю.

Но фильм не столько про то время, сколько про людей, человеческие отношения. То есть про вечные ценности.

Наше кино Санкт-Петербург Северо-Запад