О боевой эффективности бомбежек, как и всей военной операции на юго-востоке Украины, уже скептически отзываются даже западные военные эксперты. Про тактическую неграмотность киевских генералов открыто говорят сами каратели. Гражданского населения они набили сотни, если не тысячи, разрушили множество домов, промышленных и социально-бытовых объектов, потеряли при этом кучу людей, самолетов и вертолетов, сухопутной боевой техники, а коренных успехов на фронте борьбы с ополченцами не добились. Как стоял, так и стоит героический Славянск. Не удалось украинским подразделениям существенно приблизиться к Луганску и Донецку.
Военная машина Киева, несмотря на подавляющее преимущество в технике и людях, не сломила оборону ополченцев. Плохо обученная, вооруженная старым оружием и техникой, полуголодная, полуодетая и абсолютно немотивированная к гражданской войне, она здорово напоминает армии некоторых африканских государств. Если к этому добавить отряды иностранных наемников, не подчиняющиеся приказам из Киева батальоны олигарха Коломойского и карательные подразделения националистов "Правого сектора", аналогия получается весьма уместной.
Сколько человек под ружьем
Вспомним, с каким арсеналом Украина вступила в самостийность. В наследство от СССР ей досталась огромная армейская машина - три военных округа и часть Черноморского флота, которые ввиду близости к странам НАТО в советские времена оснащали самым новым оружием и техникой. В 1991 году под юрисдикцию Украины перешли 14 мотострелковых, 4 танковые и 3 артиллерийские дивизии, 4 бригады спецназа, 2 воздушно-десантные бригады, 9 бригад ПВО, 7 полков вертолетов, три воздушные армии с 1100 самолетами и отдельная армия ПВО. Численность этого войска тогда приближалась к 700 тысячам человек.
Спустя 23 года армия Украины имеет в своем составе 168 тысяч человек, в том числе примерно 125 тысяч военнослужащих. Организационно они поделены на сухопутные войска, воздушные и военно-морские силы. Существует градация по родам войск и географически "привязанным" оперативным командованиям. Есть главный орган военного управления - генштаб. Формально армейская структура Украины выглядит как у большинстве европейских стран, где сделана ставка не на численность, а на техническую оснащенность и выучку войск. Но вот с последним у Киева большие проблемы.
Руководители страны постоянно сокращали армию, почти не вкладывая средств в ее развитие. И военная машина стремительно деградировала. Оборонный бюджет Украины в прошлом году составил около 2 миллиардов долларов - в триста с лишним раз меньше, чем у США и в более чем тридцать раз меньше российского. Если вспомнить про африканские аналогии, то здесь картина тоже удручающая. К примеру, в Нигерии на меньшее по численности, чем украинское, войско (130 тысяч человек) тратят денег почти в два раза больше.
Чем воюют
Понятно, что далеко не все определяется количеством солдат. Если армия отлично вооружена и обучена, она может справиться даже с превосходящим по численности противником. Что сегодня есть в арсеналах украинских военных, легко судить по технике и вооружению, которые они держали в Крыму. В основном это были произведенные еще в советские времена бронетранспортеры БТР-70, боевые машины пехоты БМП-1, танки Т-64Б и Т64Б1 - в нашей армии они давно сняты с вооружения. Базирующиеся на крымских аэродромах полсотни истребителей МиГ-29 и Су-27, несколько "спарок" Л-39 представляли собой старые модификации авиатехники времен СССР и Варшавского договора. Многие украинские корабли и единственная подлодка "Запорожье" были не на плаву. Поэтому наши генералы долго ломали голову, как возвращать всю эту рухлядь законным хозяевам.
Тем не менее боевого арсенала в армии самостийной хватает. Хватает там и боеприпасов ко всем видам вооружения. А вновь запущенное производство "брони" обеспечивает украинским силовикам техническое превосходство над ополченцами.
Кто управляет войсками
Однако, как показывают последние месяцы, украинские солдаты, особенно призывники, вовсе не горят желанием воевать с собственным народом и тем более сложить головы за очередного президента-олигарха. Не случайно в регулярные воинские части назначили комиссаров-надсмотрщиков, главным образом выходцев из "Правого сектора". Воевать под их приглядом не нравится ни кадровым офицерам, ни штатным солдатам, ни массово поставленным в строй резервистам. Батальоны бунтуют и отправляют эмиссаров жаловаться в Киев.
А у тамошних генералов свои проблемы. Вспомним, как полетел с поста и.о. министра обороны Игорь Тенюх, отважившийся рассказать депутатам Верховной рады, что из 41-тысячной группировки сухопутных войск боеготовы лишь 15 процентов частей. Кадровая чехарда, которая наблюдается в кабинетах военного ведомства Украины, кого угодно выбьет из колеи. Менее чем за полгода майданные власти дважды меняли министра обороны, тасовали начальников генштаба и отправили в отставку руководителя оперативного управления - человека, который отвечает за разработку военных операций на юго-востоке страны.
Похоже, что низы в украинской армии не очень хотят, а верхи не очень могут воевать. А потому в ход пущено и другое "оружие" - иностранные наемники и радикалы-националисты. В основном из них сформированы батальоны территориальной обороны. Но по большому счету защищают эти каратели не целостность Украины, а интересы конкретных олигархов. В частности, Коломойского, который на свои средства (правильно было бы сказать на средства жителей Днепропетровской области, где этот господин губернаторствует) содержит батальоны "Азов", "Днепр" и "Айдар". Никаким украинским генералам и даже президенту страны их боевики не подчиняются. То же касается военизированных формирований "Правого сектора" под руководством Яроша. Создание еще одного батальона - "Киев" сейчас финансируют братья Кличко. Места базирования таких батальонов и планы боевых действий с генштабом явно никто не согласовывает. А потому многие районы на юго-востоке Украины здорово напоминают Гуляй-поле, где каждый отряд действует по своему усмотрению.