Отвечая на вопрос, что более всего мешает развитию бизнеса, каждый второй опрошенный предприниматель назвал именно недостаток квалифицированного персонала. По данным международной организации Грант Торнтон, которая проводит этот опрос каждый квартал в 34 странах мира, острее эта проблема стоит только в Индии (59 процентов). Между тем самые насыщенные рынки труда - в Ирландии и Италии (здесь по 12% респондентов сказали о кадровом голоде), в Греции и Мексике (по 6%). В общем же в мире над этой проблемой ломают голову 32 процента руководителей.
Как выяснилось, специалистов не хватает почти во всех отраслях российского бизнеса. В торговле - продавцов, консультантов, кассиров, администраторов, в туризме - горничных, специалистов по бронированию билетов, в строительстве - монтажников, архитекторов, слесарей, проектировщиков, в IT - программистов, инженеров, в логистике - контролеров склада, экспедиторов и так далее. Кстати, самый большой дефицит таких работников зафиксирован в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Санкт-Петербурге и Москве.
"Наиболее остро дефицит квалифицированных кадров проявляется при ухудшении экономической ситуации в стране. Поэтому данная проблема снова актуальна, как и в 2009 и 2010 годах", - рассказал "РГ" партнер Грант Торнтон в России Сергей Тишаков. Кроме того, по его словам, сложившаяся ситуация является логическим продолжением общего кризиса образования в России.
В Грант Торнтон предположили, что именно из-за нехватки кадров наши работодатели не спешат расширять штат и повышать зарплаты сотрудникам. Только 43 процента компаний готовы повысить заработную плату сотрудникам в этом году в пределах инфляции. Реальную же прибавку готовы предложить лишь 9 процентов руководителей. Всего в мире таких работодателей - 11 процентов, в странах БРИКС - 8 процентов, а в Евросоюзе - 17 процентов.
Николай Волгин, завкафедрой труда и социальной политики РАНХиГС при Президенте РФ:
- Проблема нехватки квалифицированных кадров стала для российского бизнеса уже хронической. Тот уровень образования, который получают сегодня студенты в вузах, по-прежнему слишком общий для конкретных предприятий. Молодого человека со специальностью "менеджер" предпринимателям приходится еще несколько лет вводить в курс дела, знакомить с особенностями специальности. Основная причина - нестыковка в подготовке между образовательными программами и реальными потребностями бизнеса. Предлагаю брать пример с Японии, где предприниматели обучают будущих работников у себя на предприятиях, прямо на рабочих местах - и технарей, и "синих воротничков". Бизнес сам должен быть заинтересован в таком обучении, если хочет иметь достаточное количество квалифицированных работников.