Однако теперь село переживает эпоху возрождения. Появились новые фермерские хозяйства, открываются малые предприятия, в большинство крупных населенных пунктов пришел природный газ, строятся дома, ремонтируются клубы и дороги. Постепенно создаются условия для закрепления в родных местах молодежи. В этом убедилась корреспондент "РГ", проехавшая по нескольким населенным пунктам отдаленного района.
Вдалеке, но не в глуши
Командировка началась с разговора в ординаторской сельского медучреждения, десять лет назад превращенного из участковой больницы со стационаром на 35 мест в амбулаторию с пятью койками дневного пребывания.
- Резиновые сапоги, грязь - все это устаревшие стереотипы, - с ходу заявила педиатр Вера Серегина. - Когда я приехала сюда по распределению, неблагополучных семей было немало. А сейчас - две-три. Население у нас небедное - строят двухэтажные дома. И условия жизни прекрасные - природный газ, горячая вода, канализация...
Добавил оптимизма и анализ директора средней школы из соседнего села Архангел Натальи Савкиной. В этом году в первый класс сюда придут 20-23 ученика, а совсем недавно было 7-10, а то и пять.
Однако старший коллега терапевта Серегиной, Виталий Белковский, оптимизма не разделяет.
- Через 30-40 лет у деревни перспектив не будет, - мрачно прервал он рассуждения женщин. - Потому что нет работы для молодежи.
И возразить ему трудно. У той же Натальи Савкиной сын выучился во Владимирском университете на инженера и домой не вернется. Получил распределение на солидное московское предприятие...
Впрочем, истина очевидна: будут инвестиции - будут и рабочие места. Это ярко доказывает свежий пример. Деревенские мужчины, уехавшие на заработки охранниками и строителями в столицу, стали возвращаться домой. Год назад в деревне Скрипино заработал карьер, заброшенный в 1996 году. Щебень вновь востребован в дорожном строительстве и производстве железобетонных изделий. В его добыче и производстве занято 60 человек. Скоро будет запущен второй дробильно-сортировочный комплекс, и потребуется еще 30 работников.
Наследники Макаренко
Однако все решают не деньги, а люди. Бутылицкая средняя школа известна своим новаторством не только в границах области. За последнее время она получила уже четыре президентских гранта на общую сумму три миллиона рублей. Из прибыли, заработанной на школьной ферме, учеников поощряют за успехи в учебе, труде и победы в районных олимпиадах. А в начале 90-х здесь даже пытались ввести свою валюту.
- Но нам быстро дали по рукам: дескать, не развращайте детей, - вспоминает директор школы, заслуженный учитель РФ Галина Асташкина.
Сегодня против рыночных экспериментов никто не возражает, и курс на воспитание предпринимательской жилки продолжен. Школа получила лицензии на шесть профессий - оператора ЭВМ, вышивальщицы, рабочих зеленого хозяйства и по уходу за животными, плотника и резчика по дереву и бересте. Неудивительно, что многие бывшие выпускники стали фермерами, открывают аптеки, магазины.
- Но самая большая гордость - педагогический коллектив, - говорит директор. - Все - мои ученики!
Правда, система подушевого финансирования диктует жесткие условия. По норме, вместо четырнадцати здесь должно быть десять учителей, хотя предметников явно не хватает: преподаватель биологии и химии ведет географию, русского языка - черчение. По этой причине Галина Асташкина не смогла принять на работу свою дочь - выпускницу педуниверситета.
Теперь и старшая, и младшая живут в Москве. Карьера у обеих складывается удачно, но сердце матери не на месте:
- Старшая мне говорит: "Мама, я вернусь, но что здесь делать, сидеть около тебя?"
Школа единомышленников
Если выехать из Бутылиц и свернуть с асфальта на старинную каменку, она приведет в деревню Кошкино. Год назад здесь обосновался 30-летний житель подмосковного Королева Роман Стульников. Купил землю, построил три птичника, инкубатор. Разводит кур, уток, цесарок, фазанов, перепелов, кроликов. Каждую неделю возит продукцию своего фермерского хозяйства в столицу. И на полставки преподает основы безопасности жизнедеятельности в младших классах той самой бутылицкой школы. Это вполне вписывается в его жизненную философию. Выбирал новое место жительства по трем критериям: недалеко от Москвы, есть заброшенное хозяйство, а главное - школа, которая, как он прочитал в журнале "Народное образование", заняла первое место в макаренковском конкурсе.
У фермера неоднозначное отношение к вложениям в сельское хозяйство.
- Если деньги генерируют не здесь, они работать не будут, - уверен Роман. - Чаще всего инвестируют богатые москвичи, начинают поднимать полуживые колхозы, но сами туда не переезжают. И если их до этого развалили, разнесли по винтикам, в девяти из десяти случаев ничего не получается. Для дела необходимо три главные вещи: деньги, идея и человеческий фактор. А суть людей не меняется. За ними нужно следить круглосуточно, иначе полхозяйства растащат. Более долгий путь - воспитать детей, сделать их своими единомышленниками и помочь встать на ноги.
Следуя своей мысли, Роман Стульников планирует организовать на базе хозяйства школу фермеров для местных ребят. Первый шаг - открытие крольчатника в освободившемся здании школьной котельной. Фермер обещает поставить туда оборудование и клетки.
Нет замены
Заброшенные фермы совхоза "Бутылицы" тоже взялся восстанавливать представитель московского региона. Успехи налицо. Три года назад здесь было 60 коров - сейчас 240, дальше будет больше. Ночными скотниками, доярками, трактористами работают 16 местных жителей. Зарплата - от 22 до 25 тысяч. Нужны еще три доярки и ветврач.
- Главная проблема в сельском хозяйстве - нехватка специалистов, - констатирует управляющая ООО, агроном с высшим образованием Татьяна Большакова. - Молодежь не идет, работа неблагодарная. Животные - не железки, требуют постоянного присутствия и заботы. Мы продержимся еще лет пять-восемь. А что дальше?
У депутата Меленковского райсовета и фермера из деревни Ново-Николаевское Валентины Фиохиной свой рецепт закрепления кадров.
- От центральной усадьбы до нас 12 километров, всего 113 жителей. Но Валентина Николаевна добилась, чтобы деревню включили в федеральную программу "Чистая вода", и семь лет назад сюда провели водопровод. Теперь в каждом доме душевые кабинки, туалеты, стиральные машины-автоматы, - рассказал глава поселения Рудольф Панкратов.
А еще эта глубинка на весь район прославилась жилищным строительством: яркие крыши новых домов видны издалека. Работы ведутся по программе "Социальное развитие села". Материальной помощью государства уже воспользовались семь человек. Хозяйство помогло техникой, стройматериалами, с оформлением.
- Еще бы десять таких домов построить, - мечтает фермер.
В ее хозяйстве - удивительная чистота и порядок. А рядом благоухают ухоженные цветники. Все знают: руководитель не чурается никакой работы - может встать и за доярку, и за скотника. Впрочем, она признает: 20 лет тянуть на себе хозяйство - труд очень тяжелый, возникает желание уйти. У нее четыре взрослые дочери. Две живут в Подмосковье, одна в Муроме, одна - в Ново-Николаевском, и заменить ее никто пока не соглашается.
Профориентация от печки
В сельском поселении, где 3,5 тысячи жителей, есть и еще одна "точка роста" - сельпо. Местный уроженец Дмитрий Носов после окончания Владимирского юридического института восемь лет проработал в органах внутренних дел, но резко сменил карьеру.
Три года назад девять уполномоченных от 900 пайщиков выбрали его своим руководителем. Теперь под его началом девять магазинов, кафе и коллектив около 40 человек. Ассортимент торговли - почти как в городе.
- Существует мнение, что спрос формирует предложение - это не так. Товар необходимо предлагать. Предлагаем много. Это риск, но мы знаем своих покупателей. Объективно говоря, достаток у наших людей небольшой.
Тем не менее в Бутылицах уже строится еще один магазин, причем исключительно на свои средства: заработали - инвестировали. Потребкооперация участвует и в социальных проектах. Осенью совместно с администрацией поселения планируют открыть спортивно-тренажерный зал в бывшем интернате, а в следующем году - помочь с устройством сельского парка.
- Что же нужно, чтобы молодежь оставалась в родных местах? - спрашиваем Дмитрия.
- Необходимо вернуть прежнюю систему ценностей: труд красит человека, а не место, - отвечает предприниматель, доказавший актуальность этой фразы своим примером.