Выросло ли за эти годы количество экспонентов, гостей, повысилась ли узнаваемость форума?
Евгений Куйвашев: Эти показатели растут ежегодно. Например, в 2013-м было 550 экспонентов и более 53 тысяч гостей. В этом году зарегистрировалось более 600 экспонентов, а посетителей мы ожидаем около 65 тысяч.
Признаюсь, первые пару лет нам приходилось уговаривать наших промышленников участвовать в "Иннопроме", разъяснять перспективы этого форума. Сегодня не только уральские, но и иностранные компании с удовольствием везут сюда свою продукцию. Они делают это не для того, чтобы угодить властям, а чтобы повысить свою узнаваемость, найти серьезных партнеров. Кстати, когда мы проводим презентации Свердловской области, обязательно рассказываем о нашей главной выставке. И, оказывается, во всех регионах России слово "Иннопром" уже знают.
Повысилась и узнаваемость форума за границей. Во многом это произошло благодаря тому, что мы приглашаем известных, статусных международных экспертов: экономистов, политологов, промышленников, дизайнеров. Интерес к выставке со стороны иностранного бизнеса тоже растет: несмотря на непростую политическую обстановку в мире. В этом году ожидается прибытие делегаций из 70 стран мира. Новый тренд - рост числа участников, представляющих международные экономические организации (Американская торговая палата в России, Ассоциация европейского бизнеса, Канадская деловая ассоциация в России и Евразии и т.п.).
Год назад уральский промышленный форум получил федеральный статус, оргкомитет выставки возглавил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Как это сказалось на подготовке к "Иннопрому-2014"?
Евгений Куйвашев: Меня очень радует, что выставка перешла на более высокий организационный уровень. Она стала международной и приобрела федеральный статус. Я очень благодарен Денису Валентиновичу Мантурову за то, что он делает как глава оргкомитета. Кроме того, личное участие министра и высокий статус выставки привели к расширению международных контактов. Бизнес, который раньше смотрел на "Иннопром" с недоверием, теперь активно проявляет к нему интерес. Сегодня у форума совершенно другой уровень.
Масштабных выставок сегодня в стране проводится много - вряд ли предприятия в состоянии участвовать во всех, тем более что и стенды стоят недешево. Какие аргументы в пользу "Иннопрома"?
Евгений Куйвашев: "Иннопром" - это уже бренд: появиться на нашей выставке престижно. Участие в ней говорит о том, что предприятие прочно стоит на ногах. Мы ведь приглашаем не всех, а только надежных партнеров, имеющих хорошую кредитную историю, добросовестно исполняющих контракты. Здесь представлены бренды с мировым именем.
Тем не менее качественных выставочных площадок немало и в России, и за рубежом. Свердловская область не боится конкуренции?
Евгений Куйвашев: Уже нет. Хотя бы потому, что мы сделали этот шаг значительно раньше многих. И сегодня "Екатеринбург-Экспо" - это уже не просто большая выставочная площадка. Это удобная логистика, сформированная инфраструктура (гостиницы, рестораны, сервисные центры) и т.д. То, что мы сегодня можем предложить руководителям крупнейших компаний, это межрегиональный, международный формат. Плюс опыт, наработанный за эти годы. Мы стремимся занять нишу крупнейшей промышленной выставки на всем евразийском пространстве.
Тематика форума ежегодно меняется. С чем связан выбор темы этого года - "Интеллектуальная промышленность"?
Евгений Куйвашев: На каждом "Иннопроме" традиционно называют тему будущей выставки, и это неслучайно - таким образом мы сохраняем преемственность и задаем новую планку. Цель - обсуждать на форуме то, что будет частью нашей жизни лет через 10. Благодаря "Иннопрому" мы имеем возможность заглянуть в будущее. Для наших промышленников, конструкторов, инженеров очень важно уловить тенденцию, а она такова: мировая индустрия выходит на новый уровень, в частности, с помощью робототехники она избавляется от ручного труда, минимизируются ошибки. Поэтому и была выбрана именно такая тема выставки.
Формат выставки в этом году изменился: если раньше здесь было много стартапов, мелких инноваторов, то теперь в основном крупные промышленные предприятия. Что еще меняется?
Евгений Куйвашев: Прежде всего экспозиция разделена на тематические кластеры. Это позволит участникам легко ориентироваться на выставке, наиболее эффективно организовать свою работу. Да, в основном здесь представлены промышленные гиганты, выставка рассчитана главным образом именно на них. Однако стартапы тоже есть, например, на стенде Уральской торгово-промышленной палаты, который в этом году занимает порядка 800 квадратных метров. Там консолидированно представлены около 200 мелких компаний, но все их проекты выверены, прошли экспертизу.
Чьи экспозиции, на ваш взгляд, привлекут наибольшее внимание? Вы лично какие стенды планируете посетить?
Евгений Куйвашев: В этом году особенность "Иннопрома" - так называемые промышленные премьеры. В частности, наши уральские предприятия представят целый ряд инновационных продуктов. Их обязательно надо посмотреть: стенд "Уральских локомотивов", где будет представлена полномасштабная модель новейшего вагона метро, экспозицию Уралвагонзавода с их "космическим" трамваем, который неофициально именуют "iPhone на рельсах". Интересен новый подход к разработке месторождений - это Русская медная компания. Уральский оптико-механический завод покажет не имеющий мировых аналогов в мире лазерный микроскоп нанометровой точности. Компания DuPont, представительство которой в Екатеринбурге открылось в прошлом году, презентует "интеллектуальное" зарядное устройство для гаджетов, а KUKA Robotics - один из лидеров в производстве промышленных роботов - представит дружелюбного к человеку робота "Iiwa". Я постараюсь посетить все стенды.
На "Иннопроме-2014" впервые состоится вручение национальной промышленной премии "Индустрия". Расскажите, пожалуйста, немного о ней.
Евгений Куйвашев: Премия "Индустрия", учрежденная Минпромторгом России исключительно для отечественных предприятий, хотя и включает несколько номинаций, все же в основном ориентирована на уже внедренные в промышленное производство передовые разработки. Важно не просто придумать замечательную идею, но и поставить ее на поток. Уверен, премия станет мощным стимулом для внедрения перспективных идей российских инженеров и изобретателей.
Конгрессная часть выставки обычно очень насыщенная: планируется порядка 150 различных мероприятий. Что будет самым интересным?
Евгений Куйвашев: Как вы понимаете, дело не в количестве мероприятий, а в их качестве, которое также год от года растет. Ведь главное - не просто обменяться мнениями, но и получить результат. Безусловно, как всегда, важнейшие вопросы будут вынесены на главное пленарное заседание, где мы обсудим глобальные тренды и российскую специфику перехода к интеллектуальной промышленности. Впервые на площадке "Иннопрома" пройдут заседания Совета при президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию и Стратегического совета по инвестициям в новые индустрии при Минпромторге России. Пройдет также целый ряд "круглых столов". Полагаю, каждый участник выставки сможет найти в программе что-то актуальное по интересующей его тематике. Я непременно буду участвовать в ставшей уже традиционной "Минуте технославы" - вручении премий студентам.
Уже традиционно в выставке и конгрессных мероприятиях принимают активное участие не только промышленники, но и вузы, и даже центры детского технического творчества. Что это дает им?
Евгений Куйвашев: Тема нынешнего "Иннопрома" созвучна актуальной ныне идее возрождения всемирно известной уральской инженерной школы. Мы сейчас разрабатываем одноименную целевую программу. В последние годы в регионе наблюдается рост промышленного производства, и мы особенно остро ощутили дефицит квалифицированных инженерных кадров. Поэтому значение развития инженерного образования и его начальной ступени - детского технического творчества - трудно переоценить. Мы традиционно привлекаем студентов и школьников к участию в "Иннопроме": здесь они могут наглядно увидеть результаты творческой технической деятельности, новейшие разработки в действии. Безусловно, это способствует росту престижа профессии инженера. Это важный элемент профориентации.
После завершения выставки обычно звучит немало нареканий в адрес организаторов. Ошибки исправляются?
Евгений Куйвашев: Не ошибается тот, кто не работает. Для нас очень важна вся конструктивная критика: мы специально поднимаем эту тему, ежегодно изучаем все рекламации, анализируем недостатки, иначе не будет движения вперед. Полагаю, в этом году будут решены все "бытовые" вопросы, связанные с организацией транспортного сообщения и питания, увеличением числа бесплатных парковочных мест, обеспечением надежной связи и т. п.
Свердловская область ведет переговоры с известным международным оператором "Дойче мессе". Планирует ли он в будущем принимать участие в организации "Иннопрома"?
Евгений Куйвашев: "Дойче Мессе" ежегодно организует порядка сотни статусных конгрессно-выставочных мероприятий по всему миру. Это мировой бренд в организации выставочной деятельности; у компании колоссальный опыт проведения выставок мирового уровня. Когда только построили наш выставочный центр, мы предложили "Дойче Мессе" сотрудничать, но в тот момент они отказались, поскольку не были уверены, что проект выйдет на международный уровень. Сегодня они заинтересовались брендом "Иннопрома" и работой на нашей площадке. Нам бы очень хотелось, чтобы "Дойче Мессе" работала вместе с нашим оператором "Формикой". Сегодня это один из ведущих операторов в России, уровень которого тоже растет с каждой выставкой. Если "Формика" войдет в консорциум с мировым лидером, это пойдет на пользу и ей, и "Иннопрому".