Налоговый кодекс РФ напрямую не устанавливает порядок списания украденных товаров. Согласно ведомственному письму Минфина РФ, ранее они учитывались как проданные, а факт хищения подтверждался полицейским документом - постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела "за невозможностью установления лица, совершившего кражу". В прошлом году группа крупнейших ритейлеров оспорила данный порядок в Высшем арбитражном суде России. Суд признал вышеописанные условия списания убытков избыточными и нереализуемыми, а потому незаконными, и решение ВАС позволило торговым компаниям потребовать пересчета налога на прибыль.
Налоговики в панике: цена вопроса только в Санкт-Петербурге, где и был создан прецедент, - миллиард рублей. Именно такая сумма фигурировала в уточненных декларациях за 2010-2012 годы, которые подали зарегистрированные в Cеверной столице ритейлеры.
По оценке ЮНЕСКО, в последнее время шоп-лифтинг - несанкционированный вынос продукции из торгового зала - стал самым распространенным видом преступлений. Пожалуй, каждый покупатель хоть раз да наблюдал такие картинки: то девица, озираясь, засовывает шоколадку в сумку, то схоронившийся за торговыми стеллажами мальчишка в два глотка опорожняет бутыль газировки, то детина в кожаной куртке уминает банан и швыряет на пол кожуру… Представители торговли любят рассказывать о незабываемом случае, когда персонал сбежался на помощь покупательнице с залитым кровью лицом: как оказалось, "кровоточил" спрятанный под шапкой… пакет мясного фарша. По данным Челябинского ГУ МВД, за месяц в регионе регистрируется до 50 случаев воровства продуктов из магазинов, но статистика отражает реальную картину лишь отчасти.
Ритейлеры в голос жалуются на все увеличивающиеся потери от краж, но прятать товар в витрины ради его сохранности им невыгодно: свободный доступ увеличивает оборот более чем в 2,5 раза. Сетевики-"тяжеловесы" уверяют: убытки от воровства превышают 1,5 процента оборота. Их "меньшие братья" называют более скромные цифры. Директор магазина екатеринбургской сети подсчитала: "Магазин нашего формата шаговой доступности с оборотом в 4,5-5 миллионов рублей в месяц от воров теряет около 15 тысяч. Разовый ущерб, как правило, не превышает тысячи рублей". Ее коллега назвала близкую цифру - 0,35 процента оборота, оговорившись, однако, что "реально на воровстве магазин может потерять от двух до пяти процентов выручки".
- Многие магазины самообслуживания закладывают определенный процент потерь в продажную стоимость товара, то есть увеличивают торговую наценку на сумму убытков - обычно до пяти процентов стоимости товара, - объясняет бывалый товаровед Елена Пашина. - Таким образом, потери магазина от краж оплачивают честные покупатели.
Накрутки ритейлеров давно вызывают нарекания не только у покупателей, но и у представителей пищевой промышленности и аграриев.
- Десять лет назад сетевики работали более скромно, с наценкой в 20-25 процентов. Сейчас совсем стесняться перестали: 40 процентов - в порядке вещей, - рассуждает один из свердловских производителей сельхозпродукции.
Иногда магазины пытаются заставить расплатиться за воров собственных сотрудников: с продавцами заключают договоры о полной материальной ответственности - индивидуальной или коллективной. Например, екатеринбурженка Елена уволилась из крупной сети из-за ежемесячных вычетов по 2-3 тысячи рублей: "Составляют акт о хищении и штрафуют. "Нарисовали" столько штрафов, что выходное пособие не выплатили вообще, велели еще спасибо сказать, что должна не осталась".
- Это неправомерно, - объясняет юрист Андрей Зотиков. - Обремененный таким договором продавец всегда может оспорить его в суде. Материальная ответственность работника исключается, если работодатель не обеспечил надлежащих условий для сохранности вверенного ему имущества. А в магазинах самообслуживания обеспечить их невозможно: к каждому батону колбасы охранника не приставишь.
Теперь убытки от воровства, и без того уже оплаченные дважды - покупателем и материально ответственным продавцом - сетевики решили компенсировать еще и из бюджета. То есть опять же за наш, налогоплательщиков, счет. Около пяти лет в Госдуме пытаются продвинуть законопроект о предоставлении торговым сетям права уменьшать облагаемую налогом прибыль магазинов самообслуживания на сумму убытков от хищений товаров. Предлагалось, в частности, ввести нормирование потерь от хищений в залах самообслуживания в размере 0,75 процента от оборота, а факт кражи подтверждать всего лишь результатами аудиторской проверки.
Снять законопроект с рассмотрения предложили сразу три комитета Госдумы. Как отметили в комитете по налогам и сборам, "привлечение аудиторов повышает коррупционную составляющую процедуры". Кроме того, по подсчетам депутатов, преференция приведет к бюджетным потерям в 38 миллиардов рублей в масштабе страны. Комитет по безопасности счел, что бороться с хищениями в торговле надо, усиливая меры безопасности и контроля, а вовсе не путем предоставления налоговых льгот.
Кстати
В РСФСР законодательно устанавливались следующие нормы "усушки и утруски": допускались потери 0,23 процента продовольственных товаров, а из промышленных магазинов регламентированно могли стащить каждую тысячную пару обуви и 0,05 процента головных уборов.