К этой новости мир готовили, практически, как к рождению ребенка - целых девять месяцев. В октябре 2013 года, впервые за время существования Института религиозных дел (Банка Ватикана), Святой Престол во главе с новым Папой Франциском решился опубликовать его годовой бюджет. Пойдя на столь экстравагантный жест, новый понтифик хотел положить конец всем упрекам касательно недостаточной прозрачности этого скандально известного финансового учреждения, за которым в последние годы прочно закрепилась репутация "офшорного банка", промышляющего отмыванием денег и уклонением от налогов. Именно тогда Святой Престол впервые анонсировал свое намерение раз и навсегда закрыть все счета, которые вызовут малейшее подозрение у аудиторов.
Теперь же настало время для воплощения в жизнь второй и, судя по всему, финальной "фазы", нацеленной на "интеграцию Института в новый экономико-административный контекст Ватикана". К ее реализации, как известно, приложила руку так называемая "большая восьмерка кардиналов" - члены специальной комиссии советников Папы, помогающие ему в осуществлении реформы курии.
Для "затравки" накануне официального обнародования своей реформы Ватикан, по уже установившейся традиции, опубликовал свой годовой финансовый отчет. Из этого документа следует, что по итогам 2013 года чистая прибыль банка составила всего 2,9 млн евро, что почти в 30 раз меньше средств, заработанных учреждением в прошлом году (86,6 млн евро). Произошло это во многом из-за внушительных списаний и закрытия сомнительных счетов. В ходе финансовых проверок, инициированных лично понтификом, были, в частности, закрыты более 2 тыс. счетов, несоответствующих новым критериям, и окончательно разорваны отношения с 3355 клиентами. Свою категоричность по отношению к последним "Папский банк" объяснил тем, что 2600 счетов оказались "спящими" - через них почти не проводилось никаких операций, а денежный остаток был незначительным, а еще 755 счетов принадлежали светским лицам, которые не имеют права хранить денежные средства в католическом банке.