В марте 2013 года в главный офис ГУ МЧС по Амурской области с обыском нагрянули сотрудники регионального ФСБ и следователи Восточного военного округа. "Улов" оказался полновесным, были изъяты неопровержимые вещдоки, подтверждающие, что внутри коллектива спасателей действовала четко отлаженная схема поборов.
- Начальник главного управления полковник Виктор Бухта вызывал руководителей подразделений и давал указание, чтобы подчиненные писали рапорта о материальной помощи. Потом люди эти деньги снимали с банковских карт и сдавали в финчасть. В так называемую "черную кассу", - рассказывает Максим Кикоть, начальник отдела тыла ГУ МЧС по Амурской области.
Схема была отработана до мелочей. Большинство, боясь потерять работу, не смели ослушаться, писали лживые рапорта на имя руководства, расписывая под диктовку свои якобы сложные жизненные ситуации. После чего начальник удовлетворял просьбы подчиненных, и в итоге деньги в общак текли непрерывно. Старший лейтенант Юлия Четыкова безропотно отнесла в "кассу" порядка 200 тысяч рублей.
- Я одна воспитываю ребенка, у меня ипотека за квартиру. Возмутись - сразу окажешься на улице, - говорит Юлия.
За все годы сбора дани только двое из амурских спасателей посмели отказаться от коррупционного ясака, и с ними система тут же расправилась.
- Их просто сократили по надуманным причинам, - говорит Сергей Савенко, который до мая этого года возглавлял кадровое управление амурского МЧС.
Полковник Савенко, который за участие в боевых действиях был награжден медалью "За отвагу", не скрывает, что знал много. За что его и комиссовали с расхожей формулировкой "по состоянию здоровья". Сейчас он в суде доказывает незаконность своего увольнения.
Предварительное следствие установило, что "черная касса", которой рулил Бухта, нанесла государству ущерб в размере 2 миллиона 702 тысячи рублей. А накануне Благовещенский гарнизонный суд признал Виктора Бухту виновным в служебном подлоге и в злоупотреблении служебным положением. Полковник со следствием не сотрудничал, показания давать отказывался.
Но вызывает умиление в этой истории другое. За поборы теперь уже бывшему главному "эмчээснику" Приамурья Виктору Бухте суд назначил штраф в 50 тысяч. Суд отклонил даже требования гособвинения о лишении подсудимого правительственной награды ордена Почета, видимо, посчитал, раз в стране нет награды за злоупотребления и взятки, то пусть чиновник продолжает носить эту почетную награду.
Судебный процесс, по словам очевидцев, порой походил на фарс. Одним из свидетелей по этому делу был начальник Дальневосточного регионального центра МЧС генерал-лейтенант внутренней службы Александр Соловьев. Свидетели утверждали, что ему передавали подарки, щедро оплачиваемые из "резерва".
- Когда в суд приехал генерал Соловьев, судья Агапов объявил перерыв. Снял мантию, вышел в коридор и дружески пожал генералу руку, они перекинулись несколькими фразами, потом судебное заседание продолжилось, - говорит Сергей Савенко.
После этого, по словам участников процесса, судья задал главному спасателю Дальнего Востока несколько формальных вопросов.
Но главный пассаж последовал следом. Суд выносит частные определения в адрес десяти сотрудников, которые давали правдивые показания, активно сотрудничали со следствием. Их, обратите внимание(!), назвали "причастными к нарушению Закона "О противодействии коррупции". А из регионального центра в Благовещенск тут же пришли именные уведомления о полномасштабных служебных проверках в отношении этих офицеров.
- Нам недвусмысленно дали понять, что мы все будем уволены по дискредитирующим статьям. Поэтому все вынуждены были уйти в отпуск, чтобы хоть как-то отдышаться, - говорит Данила Рубаха, майор внутренней службы.
...Шесть офицеров сидели в редакционном корпункте с растерянными глазами. Они рассказывают об атмосфере барства и пренебрежения к людям, царившей в спасательном ведомстве.
- Проверяющих из Москвы и Хабаровска нужно было встречать по-царски. Из резерва оплачивались гостиничные номера повышенной комфортности, холодильники в которых набивались яствами, - говорит Максим Кикоть.
Как руководителю тылового подразделения, ему не раз приходилось выступать в роли "денщика". Заказывать бани с возлияниями, накрывать "поляны" в ресторанах. Все оплачивалось из кассы "взаимопомощи". "Прогиб" доходил до абсурда. Когда губернатором региона стал Олег Кожемяко, то руководство амурского МЧС на любое мероприятие бросало все силы, чтобы непременно купить водку "Никита Кожемяко"...
...В открывшейся "черной кассе" амурских спасателей остается очень много неясного и непонятного. Смущает, скажем, мягкость приговора по отношению к Виктору Бухте, ведь за аналогичное преступление глава МЧС по Забайкальскому краю Вячеслав Корольков в декабре 2013 года был приговорен к четырем годам лишения свободы и штрафу в 5 миллионов 800 тысяч рублей и его лишили звания генерал-майора внутренней службы. Странно и то, что юристы из МЧС не выступили с ходатайством к суду о возмещении с Виктора Бухты даже доказанной части поборов. Это порядка 1 300 000 рублей...
В чем же тогда, недоумевают жители региона, состоит борьба с коррупцией?..