Новые поправки увеличивают лимиты выплат со 120 тыс. до 400 тыс. рублей за материальный ущерб, а с 1 апреля 2015 года увеличатся лимиты по выплатам за вред жизни и здоровью - со 160 тыс. до 500 тыс. рублей. Изменится и порядок выплат - для их определения и учета будут использоваться специальные таблицы. Также поправки дают право возместить ущерб в натуральной форме - направить машину в ремонт.
Вместе с этим Банк России повысит тарифы по обязательному страхованию - осенью стоимость полисов может вырасти примерно на четверть, второе повышение запланировано на апрель 2015 года.
Холдинг "Ромир" провел исследование проблем ОСАГО в регионах, в которых "автогражданка" является убыточной для страховщиков. Существует риск ухода страховых компаний с рынка. Это связано с ростом инфляции, повышением цен на автомобили и комплектующие, устаревшим законодательством и тарифами, которые не менялись 11 лет.
Социологи провели опрос, чтобы понять, как население относится к ОСАГО, изучить трудности, с которыми сталкиваются водители при его оформлении и использовании. Еще одной целью было определить, каких изменений ждут автолюбители и как они отнесутся к повышению тарифов. Результаты исследования оказались столь неожиданными, что теперь к ним должны будут прислушаться и кандидаты будущих региональных выборов. Ситуация с реформированием ОСАГО может серьезно повлиять на исход выборов. Об этом говорят и индексы социальной напряженности, предложенные и измеренные "Ромиром". При измерении индекса учитывались такие данные, как: готовность автовладельцев игнорировать закон об ОСАГО; средний доход на члена семьи и возраст авто; число ДТП в месяц, совершаемых в регионе, а также частота возникновения трудностей с ОСАГО (проблемы с оформлением полиса; уход страховщиков из регионов; длительность возмещения убытков, низкие лимиты и т.п.). Самый высокий индекс социальной напряженности наблюдается в Липецкой области, а также в Нижегородской, Воронежской областях и Республике Марий Эл. Наименьший уровень социальной напряженности - в Ивановской, Курганской областях и Республике Башкортостан.
Теперь немного подробнее об этом исследовании. Площадкой для экспертов стали 15 субъектов РФ. Было опрошено более полутора тысяч человек, оформлявших полис ОСАГО в течение последнего года. 91% респондентов считают ОСАГО необходимым продуктом. Они уверены, что его наличие обеспечивает страховую защиту. Треть респондентов считают, что его следует серьезно реформировать. 7% считают, что от ОСАГО нужно отказаться.
Также опрос выявил, что более половины респондентов удовлетворены услугами обязательного страхования. Но большая часть из них выбрали ответ, где положительное отношение к ОСАГО имеет формулировку "скорее да, чем нет". Это говорит о том, что мнение населения может сильно измениться, если реформированию "автогражданки" не будет уделяться должного внимания.
Среди основных пожеланий автолюбителей к изменениям в ОСАГО можно отнести увеличение выплат по автостраховке, даже если это повлечет за собой рост тарифов. К этому склоняются более половины опрошенных. Текущие выплаты по обязательному страхованию явно недостаточны, поэтому новое законодательство удовлетворяет этим требованиям водителей. Еще треть респондентов считают, что выход из кризиса - "в открытии большего числа пунктов ОСАГО в регионах".
Ожидалось, что главным камнем преткновения станет повышение цен на ОСАГО. Но результаты опроса выявили, что большинство респондентов готовы к росту цен на полисы при увеличении страховых выплат. 82% опрошенных в курсе, что тарифную планку придется поднять. В качестве причин роста цен автовладельцы называют "рост страховых выплат / убытки страховых компаний" (30%), "повышение уровня цен / инфляция" (23%), "повышение прибыли страховыми компаниями" (18%).
Не менее важным вопросом стала необходимость введения льгот на полисы ОСАГО для незащищенных слоев населения. С тем, что эта мера нужна, согласились 76% респондентов.
Кроме того, эксперты поинтересовались у автовладельцев, как они поступят, если трудности с ОСАГО (низкие лимиты выплат, уход страховщиков из регионов) не будут решены. Более трети аудитории прогнозирует, что при таком раскладе будет много возмущений и протестов. Менее четверти опрошенных предполагают, что ситуация стабилизируется сама.
Пожалуй, самым важным пунктом всего опроса стало определение действий автолюбителей в недоступности автострахования в регионах. Половина опрошенных готовы приобрести полис в любом случае, даже если придется отправиться за ним в другие субъекты РФ. Более четверти попробуют составить коллективную жалобу. 20% опрошенных готовы принять участие в процентных акциях и столько же - ездить без полиса. Часть респондентов готовы бойкотировать выборы.
Исследование показало, что практически все респонденты (95%) ожидают от органов власти нормализации ситуации на рынке страхования. По их мнению, в разрешении этого кризиса должны участвовать как Госдума, правительство, президент и Центробанк, так и местные власти.
По мнению генерального директора мониторинговой компании "Ромир" Ольги Гореловой, сейчас максимальное количество усилий должно быть приложено к реформированию системы обязательного страхования. "У страховых компаний должна быть возможность нормально работать и быть рентабельными. Исходя из текущей ситуации отсутствие каких-либо изменений уведет страховые компании из регионов, а мы видим, что люди готовы протестовать, что это повлияет на их электоральное поведение. Важно понять: люди недовольны не самим ОСАГО, а его застарелыми проблемами", - пояснила она.
Поправки к закону об обязательном страховании обсуждались в Госдуме еще в 2012 году. В первой половине 2013 года Дума приняла их в первом чтении. Когда подготовка поправок ко второму чтению продлилась более года, Владимир Путин поручил правительству и Банку России внести изменения в закон об ОСАГО до 1 июня 2014 года. В итоге все изменения были приняты в третьем чтении 4 июля.