Вчера глава правительства провел совещание со своими заместителями, на котором сообщил, что подписал документ, уточняющий порядок госзакупок иностранных марок автомобилей.
- На приобретение товаров и услуг из федерального бюджета выделяются колоссальные средства, и исходя из общих соображений лучше, когда они достаются отечественным компаниям, а не иностранным производителям, - заявил Медведев. - В том случае, конечно, когда отечественные компании способны конкурировать с иностранными производителями по качеству и ценовому критерию.
Запрет касается не только автомобилей для чиновников, но также общественного транспорта, спецтехники для экстренных служб, бюджетных организаций и коммунальных предприятий.
Документ не означает полный отказ от сотрудничества с иностранными компаниями и от иностранных автомобильных брендов. Под техникой иностранного производства подразумеваются машины, собранные за пределами России. "Он предусматривает развитие производственной кооперации российскими предприятиями, в том числе и в виде локализации производства по целому ряду технических образцов", - уточнил Медведев. Те автомобили, которые собираются в России, по постановлению считаются российской техникой.
Обязательным условием для госзакупок иностранных автомобилей, выпущенных в России, будет степень локализации производства. Уровень будет расти год от года. "Сейчас он составляет по разным предприятиям от 30 до 40 процентов, а должен будет дойти до 60-70 процентов к 2018 году", - сообщил вице-премьер Аркадий Дворкович.
Одними автомобилями новые правила для госзакупок не ограничатся. Сейчас в кабинете министров готовят еще сразу два аналогичных постановления. "Один из них касается текстильной продукции, - заявил Дворкович. - Здесь пока завершается согласование, но базовый перечень уже определен и больших разногласий нет". Он пообещал, что в ближайшие две-три недели документ будет представлен на подпись премьеру.
Второе готовящееся постановление касается закупок медицинской техники, но для его доработки потребуется значительное время. Глава кабмина сам предложил не торопиться с этим постановлением. "Наша медицинская промышленность встала на ноги. По сравнению с тем, что мы имели лет 10-15 назад, это, конечно, небо и земля. Огромное количество современной аппаратуры производится в России", - сказал он.
- Но это не значит, что в этом случае нужно отказываться от чего-то, чего в нашей стране нет. Это очень тонкая грань, здесь нужно внимательно поработать, - указал премьер.
Дмитрий Медведев также обратил внимание, что такие постановления вовсе не открывают возможности беспрепятственно тратить бюджетные и муниципальные средства на отечественную технику, но сомнительного качества. "Очень часто после принятия соответствующих документов наступает успокоение и расслабление, что теперь в любом случае купят, что бы мы ни сделали", - предупредил председатель правительства. Поэтому должен применяться механизм, который при снижении качества или несоответствии ценовым параметрам, будет влечь безусловный отказ от закупки такой техники, даже если техника отечественная.
В ходе совещания глава кабинета министров обратился к теме энергетики и, в частности, экспорту российского сжиженного газа. Как известно, монопольным экспортером природного газа в России является "Газпром", а вот экспорт сжиженного природного газа ранее было решено разрешить для ряда других компаний. По закону их перечень утверждает кабинет министров, и Дмитрий Медведев соответствующее распоряжение подписал. "В соответствии с имеющимися критериями такое право предоставлено четырем компаниям: открытому акционерному обществу "Газпром", его дочернему обществу "Газпром экспорт", а также двум другим компаниям - это открытое акционерное общество "Роснефть" и открытое акционерное общество "Ямал СПГ", - напомнил премьер. Лицензии на экспорт СПГ будет выдавать министерство энергетики.
Между тем
Гаражи управления делами президента РФ уже более десяти последних лет комплектуются автомобилями отечественного производства, заявил пресс-секретарь управделами Виктор Хреков. "Уже многие годы нами реализуется программа переоснащения автомобильных предприятий, подведомственных управделами президента, автомобилями отечественного производства. В распоряжении автопарка управделами три основные марки легковых автомобилей: BMW калининградской сборки, "Форд" всеволожской сборки и автомобили "Волга", - сказал Хреков в понедельник "Интерфаксу". Так он отреагировал на постановление правительства РФ.