Как отмечают в Аналитическом департаменте Ассоциации российских банков (АРБ), структура портфеля розничных кредитов свидетельствует о том, что рынок очень далек от этапа зрелости и перенасыщен короткими дорогими продуктами. По данным подготовленного АРБ обзора, в совокупном розничном портфеле нецелевые кредиты наличными составляют почти половину - 48% (тогда как ипотека, например, 28%).
По мнению аналитиков, в среднесрочной перспективе главными точками опоры банковской розницы станут кредитные карты, ипотека и кредитование наличными. Как следует из обзора, лидеры рынка кредитных карт увеличивают свой портфель в среднем на 70-80% и не собираются сдавать позиции. При этом, несмотря на бурные темпы роста, этот сегмент все еще имеет существенный потенциал - кредитные карты есть только у 17% экономически активного населения.
"Растущий рынок кредитных карт - это действительно одно из интересных на сегодня для банков направлений, - согласился Вилен Ли, директор департамента розничного бизнеса и управления региональной сетью "Росгосстрах Банка". - Карты будут постепенно замещать сегмент необеспеченных потребкредитов, который, в свою очередь, будет сужаться. Многие кредитные организации сделают акцент в своей работе на сегменты лояльных заемщиков, пытаясь прежде всего охватить еще не закредитованных зарплатников и прочих лояльных клиентов. Таким образом будут минимизированы повышенные риски в условиях макроэкономических реалий. Темпы прироста рынка ожидаются на уровне 15% в год".
По словам Вилена Ли, спрос на кредитные карты в том числе диктуется ненасыщенностью рынка. Сегодня на одного жителя США в среднем приходится по 3,4 кредитной карты. В кошельке типичного европейца можно найти парочку. В России же кредитные карты, как отметил эксперт, имеет пятая часть жителей, однако пользуются ими не более 15%.
Эксперты отмечают, что основное преимущество кредитных карт состоит в том, что ими удобно пользоваться: банк взимает проценты только за потраченные средства, а возобновляемый запас позволяет тратить деньги сразу после погашения задолженности. Также заемщиков очень привлекает льготный период, в течение которого проценты за пользование средствами не начисляются. По словам директора по маркетингу Национального бюро кредитных историй Алексея Волкова, кредитные карты были самым популярным способом выдачи заемных средств ранее, так, на 1 апреля 2013 года прирост объема кредитов с использованием кредитных карт составил 87% по сравнению с тем же показателем годом ранее. Сейчас рынок, по его словам, продолжает рост, но уже гораздо более медленными темпами, чем прежде: на ту же дату этого года прирост составил 36%. Это не означает падения спроса на кредиты со стороны населения, говорит Волков: кредиторы отмечают, что поток входящих заявок не снижается. Дело в том, что банки стали гораздо тщательнее отбирать клиентов. Так, в I квартале этого года они запрашивали в 1,5 раза больше кредитных отчетов заемщиков, чем годом раньше, а количество счетов, находящихся на постоянном мониторинге, выросло в 5 раз.
В сегменте кредитования наличными каждый из шести банков-лидеров за год увеличил свой портфель в среднем на 31%. Один из банков продемонстрировал более серьезный рост - 76%. На рынках POS-кредитования и автокредитования аналитики АРБ ожидают определенного охлаждения: здесь балом будут править банки узкой специализации.
По мнению Вилена Ли, основным драйвером для розницы в ближайшее время останется ипотека. В обзоре АРБ отмечается, что это наиболее стабильный продукт со средним годовым приростом портфеля в 30%. В ближайшие годы этот рынок продолжит свое поступательное развитие, соглашаются аналитики. В исследовании подчеркивается, что ипотека представляет собой отличную базу для кросс-сейла (перекрестных продаж), что уже активно используется некоторыми банками.
"Сегодня банки стремятся изменить свою кредитную политику и наращивают в своих портфелях доли менее выгодного, но более надежного кредитования - залогового, и прежде всего ипотеки, - отметил Алексей Волков. - К этому их привели, с одной стороны, действия Банка России, активно принимавшего меры для "охлаждения" рынка розничного кредитования, с другой - намерение самих банков повысить качество портфелей". По словам эксперта, по состоянию на 1 апреля этого года объем просроченной задолженности по розничным займам вырос более чем в полтора раза по сравнению с тем же показателем годом ранее. И если на 1 апреля 2013 года на кредитные карты приходилось 12% этого объема, то на ту же дату 2014 года - уже 18%.
Признаков улучшения качества заемщиков не видят и в ЦБ: по данным регулятора, существенную долю кредитов банки предоставляют заемщикам, уже имеющим на дату предоставления кредита непогашенную задолженность перед ними. Так, на 1 апреля доля таких заемщиков составила 41% по количеству предоставленных кредитов и 44% - по объему выданных ссуд. То есть значительная часть выданных кредитов является, по сути, рефинансированием старых. Аналитики "Райффайзенбанка" отмечают, что такая ситуация не приводила бы к росту просрочки лишь в случае, когда в целом по системе годовой прирост потребкредитования был бы не ниже средней процентной ставки по кредитам (около 30%). Но при замедлении темпа кредитования эти "плохие" кредиты вызревают в просрочку (физлица в массе должны вернуть банковской системе больше, чем могут привлечь в связи с ужесточением критериев выдачи).
В АРБ заключают, что рынок переходит от продуктоориентированной модели к клиентоориентированной. С этим согласны и эксперты. "Банки действительно становятся более клиентоориентированными - они все активнее проводят мониторинг платежного поведения клиентов, чтобы, например, вовремя предложить заемщику увеличенный лимит или кредитный продукт, который ему может быть нужен в настоящее время", - сказал Алексей Волков. По словам Вилена Ли, банк четко оценивает свои риски при выдаче кредитного продукта конкретному заемщику, предлагая индивидуальные ставки в зависимости от его кредитоспособности, а надежный заемщик получает более низкую, а не усредненную ставку по продукту.