Что касается типов кузова, в России продолжает расти популярность внедорожников и кроссоверов. В ходе опроса респондентов попросили назвать наиболее привлекательный автомобиль вне зависимости от его цены, и 57% выбрали внедорожник или кроссовер со значительным перевесом в сторону первого. Однако когда к критериям выбора добавилась стоимость машины, 28% признались, что рассчитывают не выходить за пределы коридора в 500-750 тыс. рублей, еще 26% готовы отдать за машину от 750 тыс. до 1 млн рублей. Как отмечают авторы опроса, в таких ценовых диапазонах предложение полноценных внедорожников очевидно ограничено, поэтому реальный интерес потенциальных покупателей смещается в сторону кроссоверов. Это обеспечивает этой категории машин уверенный рост спроса, что подтверждают и сами автодилеры. "За 5 месяцев 2014 года продажи автомобилей класса SUV выросли на 8%, - рассказал директор дилерского центра Mitsubishi Рольф Сити Владимир Мирошников. - При этом если продажи внедорожников Mitsubishi модели Pajero выросли на 1%, то кроссоверы модели Outlander - на 28%. Или продажи Hyundai модели Santa Fe (класса внедорожник) остались на прежнем уровне, при этом продажи кроссовера Ix35 выросли на 30%. Цифры по кроссоверам других брендов еще красноречивее - Skoda Yeti за 5 месяцев "выросла" на 143%, Ford Kuga - на 138%".
Статистика подтверждает популярность кроссоверов у россиян. Объяснение, по мнению Мирошникова, простое - соответствие цены и качества, безопасность и комфорт автомобиля и его улучшенная проходимость. "Учитывая качество наших дорог, последний фактор весьма немаловажен. Что касается вкусов автолюбителей разных стран, то он также укладывается в определенный стереотип. Европейцы, как правило, предпочитают экономичные маленькие авто, которые легко парковать. Американцы любят большие и мощные, внедорожники играют здесь первую скрипку", - рассказал эксперт. По словам руководителя отдела продаж АвтоСпецЦентр Hyundai Сергея Садовенко, за 2013 год доля продаж кроссоверов составила около 30% от общего объема продаж. Доля автомобилей, реализованных за первое полугодие 2014 года, увеличилась еще на 10%. "Что касается АвтоСпецЦентра Hyundai, сейчас кроссоверы на втором месте по объему продаж после модели Solaris. На спрос кроссоверов очень влияет сезонность", - добавил эксперт.
18% респондентов намерены ограничиться ценовой категорией 300-500 тыс. рублей, а 17% - ориентируются на 1-1,5 млн рублей. Число респондентов, стремящихся найти как наиболее дешевые автомобили, так и более дорогие, незначительно - 3 и 4% соответственно. Считающиеся традиционно популярными и престижными в России средне- или полноразмерные седаны остаются "автомобилями мечты" лишь для 22% автомобилистов. К числу наиболее желанных относятся также компактные городские автомобили - 12% опрошенных высказались в пользу их практичности и экономичности. Экзотические с точки зрения рынка автомобили - спорткары и кабриолеты - не набрали и 1%.
"Сегмент автомобилей стоимостью от 1,5 млн руб. и выше растет, он увеличился примерно на 15% по сравнению с прошлым годом, - рассказал Сергей Садовенко. - Доля продаж автомобилей этой категории за первое полугодие 2014 года составляет около 4% от общего объема. Автомобили Hyundai дороже 1,5 млн сейчас продаются довольно сложно, так как доля кредитных продаж составляет 50% от общего объема, а получить кредит на сумму более 1 млн руб. сейчас непросто".
Согласно опросу, российские покупатели достаточно сдержанны в привлечении заемных средств на покупку машины - лишь треть опрошенных (33%) признали, что использовали при покупке нынешнего автомобиля кредит. Остальные 67% сделали эту покупку на собственные средства. А вот на политику скидок и специальные акции, предлагаемые автопроизводителями и дилерами, потенциальные покупатели обращают весьма серьезное внимание: 64% респондентов отметили, что для них вполне естественно ориентироваться на наличие скидок и спецпредложений. В то же время подобные акции не оказывают влияния на решение и выбор лишь 20% опрошенных автолюбителей.
В "Секвойя кредит консолидейшн" обращают внимание на то, что растет доля взятых в кредит подержанных автомобилей. По словам экспертов, рынок купли-продажи подержанных автомобилей развивается циклически: чем больше новых автомобилей было куплено, тем больше появится на рынке через 3-5 лет (средний возраст авто в России). То есть сейчас на вторичном рынке представлены машины 2009-2011 года, когда был зафиксирован рост продаж новых машин.
Спрос на подержанные машины вырос из-за увеличения цен на новые машины (в этом году, как считают в "Секвойя кредит консолидейшн", оно может составить 15%). На "вторичке" же цены растут медленнее - в среднем на 7% в год. Еще одним фактором стало завершение госпрограммы субсидирования потребительских кредитов на покупку новых автомобилей.