Внедрение системы сбора биометрических данных начнется во втором квартале 2015 года, если будет завершена необходимая техническая подготовка, сообщил пресс-секретарь представительства ЕС в России Сорен Либориус. "Биометрические данные будут передаваться в единую визовую информационную систему, которая обеспечивает обмен информацией о краткосрочных визах между всеми странами Шенгенского договора. Система объединяет консульства, расположенные в странах, не входящих в ЕС и все пограничные пункты пропуска на внешней границе Шенгенской зоны", - цитирует представителя ЕС в России "Интерфакс". Пока у представителей туриндустрии в связи с новыми правилами возникает немало вопросов.
После внедрения системы при первой подаче анкеты на получение шенгенской визы заявитель должен будет присутствовать лично, чтобы предоставить свои биометрические данные, отметили в представительстве ЕС в России. Последующие обращения этого же заявителя за визой могут осуществляться онлайн, если такая возможность будет предусмотрена конкретным консульством. "Необходимость при подаче заявлений лично являться в консульства или визовые центры, которые есть далеко не во всех городах России, наверняка снизит спрос на туры в Европу, во всяком случае, в первые год-два после введения дактилоскопии. После введения год назад биометрии в Казахстане поток оттуда в отдельные страны Европы упал на 70 процентов и не восстановился до сих пор", - рассказала пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина. Эксперты напоминают, что есть варианты сдачи отпечатков пальцев непосредственно на въезде в страну, при прохождении паспортного контроля. В этом случае на пограничном пункте вас просят посмотреть в камеру или приложить пальцы к специальному устройству для снятия отпечатков. В Сингапуре, Объединенных Арабских Эмиратах, Южной Корее, Кении и многих других государствах процесс организован именно так. Есть и примеры сдачи биометрических данных в консульских службах и визовых центрах. Так делается при оформлении визы в Великобританию и США. Но в отличие от них, многие страны Европы являются массовыми туристическими направлениями, и простота получения визы имеет принципиальное значение. Пока открытым остается и вопрос о том, одновременно ли все страны ЕС введут процедуру дактилоскопии или по некоему графику очередности. Также непонятно, должны ли будут сдавать отпечатки пальцев россияне, в паспортах которых есть действующая мультивиза, или это можно будет сделать при оформлении новой визы.
Фото: Игорь Филонов/РГ
Между тем в российском представительстве ЕС сообщили, что страны-члены Шенгенского договора в ближайшие годы планируют выдавать краткосрочные турне-визы сроком до 15 дней на границе. А граждане, зарегистрированные в визовой информационной системе, как "регулярные путешественники" будут получать трех- и пятилетние многократные визы. Для получения статуса "регулярного путешественника" необходимо предоставить биометрические данные и должным образом использовать как минимум две визы за 12 месяцев.
В российском представительстве ЕС также подчеркнули, что биометрия не имеет никакого отношения к санкциям против России. Это глобальный проект, который реализуется Евросоюзом во всем мире. Кстати, по данным представительства ЕС в России, нашим гражданам отказывают в шенгенских визах в менее чем в 1 проценте случаев. В течение последних трех лет каждый год выдается на 1 миллион шенгенских виз больше. В 2013 году было выдано около 6 миллионов виз. Почти половина - многократные.
Тем временем
Десятки российских туристов не смогли отправиться в круизное путешествие по вине туроператора "РечТурФлот", сообщили в Ассоциации туроператоров России (АТОР). В ассоциацию поступили обращения от клиентов компании, туристы рассказали, что офис "РечТурФлота" закрыт, телефоны молчат. В АТОР напомнили, что информация о проблемах компании появилась в конце июня. Теплоход "Александр Свирский" не мог покинуть порт Нижнего Новгорода из-за имеющейся задолженности за топливо. Позже выяснилось, что пострадавших намного больше: "РечТурФлот" продавал туры на пять теплоходов, но только два вышли в навигацию.
В Ростуризме также сообщили, что руководство туроператора не выходит с ведомством на связь. "Неделю назад мы направили им запрос, но ответа от компании не последовало. Дозвониться до них не получается. Учитывая эти обстоятельства, мы направили информацию в правоохранительные органы и Роспотребнадзор", - сообщила начальник правового управления Ростуризма Изо Арахамия. Ведомство рекомендует пострадавшим туристам обращаться в страховую компанию "РечТурФлота" - "ВСК". Фингарантия компании составляет 500 тысяч рублей и, возможно, этой суммы не хватит для выплаты компенсаций всем пострадавшим. Выплаты будут производиться пропорционально количеству заявителей и стоимости путевок, отметили в "ВСК".