"Нас осталось человек 400 из почти 800. С двух ночи нас накрывают "Градами". Около двух дня был минометный обстрел, а нам даже нечем было ответить. Несем потери. Есть убитые и раненые. Сегодня и вчера. Подкреплений нет, еды нет, воды на день привезли по литру на человека. А медиа пишут, что мы атакуем. Какое?! Мы отступаем уже четвертый день. Команды выводить нас нет. Нас бьют как пушечное мясо", - такой эмоциональный монолог от украинского офицера на фоне пулеметных очередей транслировал накануне без купюр в своем эфире один из украинских телеканалов.
Позже журналисты другого телеканала дозвонились до бойца, воюющего под Изварино, и тот прямо заявил, что немногочисленные остатки его подразделения спрятались в лесополосе и не надеются пережить ближайшую ночь. В конце концов о реальной обстановке на фронтах был вынужден сообщить и телеканал "1+1", принадлежащий Валерию Коломойскому, самый "патриотичный" рупор режима.
Эти сюжеты, из которых следовало, что счет людских потерь идет на сотни, а уничтоженная бронетехника не поддается подсчету, вызвали эффект разорвавшейся бомбы в украинских социальных сетях и СМИ. Слишком эти живые свидетельства идут вразрез с еще недавними победными реляциями пресс-секретарей "антитеррористической операции", национальной гвардии и министерства обороны. Но даже после этого пресс-служба украинского Совбеза объявила, что в течение вторника "в зоне АТО" погибли всего 11 человек, а за предыдущие сутки и того меньше. Всего же за три месяца операции украинские силовики насчитали у себя 258 человек погибших и около 900 раненых. Информационные ресурсы ополчения, со ссылкой на свои источники в украинском генералитете, говорят о цифре на порядок большей - почти девять с половиной тысяч человек для Украины безвозвратно потеряны.
Примечательно то, что информация, ставящая под сомнение бодрые реляции украинских военных, пошла в эфир вопреки требованиям Независимого журналистского профсоюза и управления информационной безопасности нацгвардии, которые стараются избегать "деморализующей общество и армию информации". Очевидно, однако, что масштаб реальных потерь антитеррористической операции таков, что это шило уже вываливается из мешка.
Впрочем, несмотря на волну эмоций, захлестнувшую украинские СМИ и блоги после обнародования печальных разговоров с солдатами, официальное руководство страны продолжает делать вид, что наступление украинских войск развивается по плану. Тем красноречивее отсутствие президента Порошенко в национальном эфире - уже скоро неделя, как он не появлялся перед камерами, а информация о его кипучей деятельности - в основном телефонных переговорах с европейскими коллегами - распространяется без фотографий крупным планом. Дошло до того, что злые языки в Киеве стали шептать, будто у президента Украины запой.
Не меньший шок, чем звонки украинских бойцов с поля боя, вызвали и кадры матерей в Тернополе, буквально ложившихся под колеса автобусов у военкомата, чтобы не допустить отправки своих детей на войну. Местным "нацгвардейцам", которые конвоировали призывников, пришлось силой оттаскивать рыдающих женщин.