За "Державу" обидно
14 июля 2014 года Железнодорожный районный суд Новосибирска вынес приговор по делу печально известного ЖСК "Держава". В 2006-м ЖСК вел бурную рекламную кампанию, в результате которой 190 пайщиков внесло в кассу кооператива 177 миллионов рублей, но жилье на четырех площадках так и не было построено (максимум - забор и котлован). Уголовное дело в отношении учредителя кооператива Юрия Котлярова, его супруги Ларисы Котляровой, возглавлявшей одно из созданных инвестиционно-риелторских агентств, и еще двух руководителей рангом пониже было возбуждено еще в 2009 году. Их обвинили в мошенничестве и легализации незаконно полученных денежных средств.
Установлено, что разрешительных документов на строительство ЖСК никто не выдавал, у кооператива не было ни проектов жилых домов, ни смет, ни заключений государственной архитектурно-строительной экспертизы. А было, что очевидно, только желание собрать с пайщиков как можно больше средств, вывести их на счета подконт-рольных фирм и потратить без всякой пользы для дольщиков. По данным прокуратуры Новосибирской области, следствию удалось доказать факт легализации 54 миллионов рублей из собранных 178 - на эти деньги Котляровым и компанией были приобретены объекты незавершенного строительства, которые предназначались отнюдь не для пайщиков "Державы".
Трижды судимый
Любопытная деталь: как выяснилось к началу судебного разбирательства, у Юрия Котлярова уже было три судимости по статье УК о присвоении денежных средств с использованием служебного положения. Все сроки - условные. Этот факт настолько поразил общественность, что в Ассоциации обманутых дольщиков области даже выступили с инициативой - не допускать судимых за хищения граждан к долевому строительству. Но инициатива - инициативой, а трижды приговоренный Котляров четвертый приговор так и не выслушал: еще в 2012 году скрылся в неизвестном направлении, прихватив с собой супругу, и теперь, по сведениям пайщиков, живет в Королевстве Таиланд.
Следствие работало по делу Котлярова более двух лет, столько же продолжался и суд. Результат пяти лет напряженного труда правоохранительной системы - приговоры в отношении двух работников ЖСК: Виталия Крутикова (7,5 лет колонии) и Вячеслава Шайкина (4 года). Оба утверждают, что трудились за копеечную зарплату, поэтому абсолютно не намерены платить по гражданским искам 190 потерпевших. "Если бы я похищал деньги, то бы сейчас был вместе с Котляровым, а не на скамье подсудимых", - сказал один из осужденных.
Таким образом, что имеют пайщики "Державы" сегодня? Легкое моральное удовлетворение от того, что двоих обидчиков взяли под стражу, и, пожалуй, все. Вернуть деньги они уже не надеются, а их усилия, направленные на то, чтобы все-таки построить дома на площадках, пока тоже ни к чему не привели.
Новое руководство ЖСК пока барахтается в тех же котлованах - рады и тому, что суд, вынося приговор, снял арест с одной из площадок.
Торопиться не надо?
Между тем Юрий Котляров провел под стражей целый год - его посадили в СИЗО в 2009-м, а затем изменили меру пресечения, хотя следствие не было завершено. Таковы требования закона: во время предварительного следствия нельзя держать обвиняемого за решеткой больше года - или передавай дело в суд, или выпускай человека из камеры. Так закон защищает нас от волокиты и самоуправства следственных органов, ограничивая их во времени.
Однако в результате требования закона соблюли, а учредителя мошеннического кооператива упустили.
Можно ли говорить о том, что правоохранительные органы не справляются с расследованием экономических преступлений и не в состоянии уложиться в приемлемые сроки? Вероятно, так и есть. И вот свежий пример, это подтверждающий.
10 июля 2014 года судья Октябрьского районного суда Дмитрий Вьюгов вернул прокурору для устранения недостатков дело еще одного обвиняемого в хищении средств обманутых дольщиков - бывшего гендиректора фирмы "КС-Росс" Юрия Семашко. Потерпевших, по материалам дела, около семидесяти человек, сумма похищенного - 106 миллионов рублей. Дело, так же, как в случае с "Державой", было возбуждено еще в 2009-м, однако с тех пор не раз приостанавливалось и даже вовсе прекращалось.
В этом году ему постарались придать ускорение: прокуратура Новосибирской области, разыскав в недрах отделов полиции все приостановленные и прекращенные дела по долевому строительству (а их оказалось около двух десятков), взяла их под особый контроль. Совещания по ним проходили чуть ли не ежедневно, и прокуратура потребовала навести порядок в этой сфере и довести до победного конца если не недострои, но хотя бы уголовные дела. В марте Юрия Семашко "перевели" из свидетелей в обвиняемые, взяли под стражу, а полумертвое расследование реанимировали и окончили в кратчайшие сроки: то, что не смогли сделать за минувшие пять лет, сделали за три месяца.
Но в итоге выяснилось, что в таком виде судья рассматривать дело не может. Потому как с обвинением явно напутано. Так, Юрия Семашко обвиняют в растрате средств дольщиков, одновременно заявляя, что эти деньги были получены им путем обмана: никакое строительство на самом деле не предполагалось, и это был только предлог. Однако, как заметил суд, растратить можно только те средства, которые законно находятся у обвиняемого. А если они появились у него незаконно, то это не растрата, а мошенничество. Кроме того, суд счел обвинение неконкретизированным - то есть, в принципе неясно, что сделал Семашко. Как сказано в постановлении суда, "обвинение должно содержать описание преступления с указанием времени, места и способов его совершения - эти требования закона следствием не выполнены". Так что в данном случае быстрее - не значит лучше.
По словам адвоката Вадима Полякова, в суде защита требовала освободить Юрия Семашко из-под стражи. Однако суд, напротив, продлил сроки заключения еще на три месяца - до 11 октября. Вероятно, обманутым дольщикам эта мера хотя бы немного греет душу. Однако уже ясно, что, несмотря на все старания правоохранительных органов, судебный процесс будет долгим, с непредсказуемым результатом и вряд ли закончится возмещением ущерба потерпевшим - у Юрия Семашко не обнаружено имущества, на которое можно было бы наложить арест.
Вывод пока напрашивается только один. Действительно, в прежние годы от обманутых дольщиков в полиции отмахивались - об этом говорит количество незаконно прекращенных уголовных дел. Сейчас, благодаря позиции прокуратуры, появилась политическая воля - привлечь недобросовестных застройщиков к ответственности. Однако для коренного изменения ситуации воли оказалось маловато.
Кстати
В октябре 2013 года в правительстве Новосибирской области признавали обманутыми дольщиками более 5 600 человек. Это пятое место в российском антирейтинге. В первом квартале 2014-го жилье получило 303 пострадавших. В июне 2014 года на 11 проблемных объектов власти планировали направить 127 миллионов рублей в качестве субсидий. Однако для решения вопроса нужны не миллионы, а миллиарды - самостоятельно, без значительной государственной поддержки, дольщики справиться с проблемой не в состоянии.
Между тем
На встрече с мэром Новосибирска Анатолием Локтем президент Ассоциации строителей и инвесторов Новосибирска Константин Боков сообщил, что в области принимают ряд мер по вводу домов, относящихся к долгострою. Однако их число не уменьшается, а увеличивается. Сегодня в регионе насчитывается 49 объектов долевого строительства, большая часть - в Новосибирске. По данному показателю столица Сибири - лидер в СФО. Специалисты объясняют это высокими темпами и объемами строительства жилья. "Проблема усугубляется незаконным возведением многоэтажек в частном секторе. Мы получаем таких же обманутых дольщиков. Правоохранительные органы только начали заниматься этим вопросом", - отметил Боков. Он подчеркнул, что у каждого дома - своя история: где-то граждане не рассчитали силы, но есть и "пострадавшие от мошеннических схем". "У проблемы должно быть комплексное решение. Нельзя оставлять такие дела без наказанных, иначе мы никогда не избавимся от этой беды", - отметил руководитель ассоциации. Участники встречи попросили городские власти изучить опыт Алтайского края, где проблему обманутых дольщиков решают предметно, на основе соответствующего регионального законодательства.
В областном минстрое сообщили, что в первом квартале 2014 года введено в эксплуатацию шесть жилых домов в жилмассиве Береговом, где насчитывалось 93 пострадавших дольщика. В числе мер поддержки, применяемых для завершения строительства "проблемных" объектов, - снижение размера арендной платы за землю, оптимизация технических условий, сокращение сроков прохождения экспертизы проектной документации, содействие в поиске и привлечении строительных компаний, готовых завершить возведение домов.