22.07.2014 00:44
Экономика

Эксперты прогнозируют масштабное строительство арктических судов

Текст:  Андрей Дутов (заместитель министра промышленности и торговли)
Российская Бизнес-газета - : №28 (957)
Исходя из поставленных приоритетов государственной политики в области судостроения, можно сказать, что основные рынки гражданского судостроения будут связаны с наукоемкой высокотехнологичной продукцией, что соответствует техническому укладу всей отрасли, исторически ориентированной на военное кораблестроение. Также в числе приоритетов - суда высокого ледового класса для Арктики.
Читать на сайте RG.RU

Государственная программа развития судостроения на 2013-2030 годы с бюджетом в 547 млрд рублей ставит целью еще и локализацию в России комплектующего оборудования и инжиниринга. Комплектующее оборудование составляет значительную часть стоимости строительства сложного объекта, и локализация должна стать основой развитой кооперации и мерой стимулирования малого и среднего бизнеса.

При рассмотрении судостроительных мощностей в масштабах страны сейчас необходимо учитывать и предприятия в Крыму. Отдельный вопрос - планирование увеличения судостроительных мощностей в Северо-Западном регионе. Провести этот процесс получится за счет модернизации существующих предприятий в случае увеличения потребностей "Газпрома" для работы на шельфе и возможного сдвига потребностей "Роснефти" после проведения геологоразведочных работ в море. Уже известно, что в этом плане наибольшей модернизации подвергнется петербургское предприятие "Северная верфь", что позволит максимально увеличить его производственные мощности.

Обновить флот гражданских судов поможет утилизационный сертификат

Основные усилия по развитию производственных мощностей направлены главным образом на удовлетворение потребностей нефтяных и газовых компаний. Естественно, финансовые ресурсы под эти цели следует выделять только после детальной разработки и представления конкретных инвестиционных проектов, а когда будет полностью доказана экономическая целесообразность их реализации. Рассматривать эти вопросы нужно по каждому предприятию отдельно. Тут следует особо подчеркнуть значимую роль Санкт-Петербурга как судостроительной столицы страны. Представители Ассоциации судостроителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области уже говорили с губернатором города на Неве о том, как важно выработать политику преференций для судостроения Северной столицы и Ленинградской области, чтобы не отставать от других регионов России, считающих себя центрами судостроения. Имеются в виду прежде всего Астраханская область и Дальний Восток.

Помочь в этом может создание особых экономических зон для судостроительной промышленности, скоро появится первая из них - в Астрахани, проект подготовлен и находится на стадии подписания. В регионе официально освобождают резидентов ОЭЗ - судостроительные предприятия - от НДС, налогов на землю, на имущество, от таможенных пошлин на ввозимое из-за рубежа оборудование. Это сразу послужило толчком к развитию и заинтересовало многих иностранных инвесторов не только налоговыми и таможенными льготами, но и низкой стоимостью земельных участков, возможностью выйти на российский рынок. Астраханские предприятия на территории ОЭЗ будут заниматься производством судов для офшорных объектов, газовозов, буксиров, судов ледового класса. Создание преференций - важный стимулирующий фактор, и вопрос его применения у себя Петербургу надо обсуждать с федеральными властями, привлекать профессиональные ассоциации.

Нужно затронуть и другую проблему - Санкт-Петербургу и Ленинградской области не хватает кадров, трудоемкости, чтобы выполнить все контракты, которые регион получил в последнее время. И это недопустимо. Взять, к примеру, Балтийский завод, который получил крупные заказы на ледоколы - уже, очевидно, сейчас ему просто не по силам такая задача. Чтобы не сорвать заказы, на предприятиях города и области нужно нарабатывать новые связи, привлекать для работы иностранцев и сотрудников судостроительных предприятий из других регионов, заняться обновлением производственных схем.

В Петербурге спустили на воду подлодку "Ростов-на-Дону"

В судьбе того или иного предприятия часто играют роль не только экономические факторы, а общегосударственная стратегия развития отрасли. Взять, к примеру, заводы на Дальнем Востоке. В приморский завод "Звезда" вкладывают деньги, так как развитие судостроения как базы на Дальнем Востоке как раз отвечает этой стратегии. Для него предусмотрено множество разных льгот, прописано создание судостроительного кластера. В перспективе все, что будет заказано в Корее, приведет к однозначному вопросу о локализации производства на этом заводе. Это комплексный масштабный проект на Дальнем Востоке, причем 60% средств на его развитие - это деньги частных заказчиков, в том числе "Роснефти". Государство же вкладывает туда около 30 млрд рублей. В Петербурге нет таких проектов. А дальневосточный завод "Звезда" сейчас развивается высокими темпами, превращаясь в самое современное судостроительное предприятие страны.

В целом тренды в отечественном судостроении порой противоречащие. Мы говорим о перспективном интересном гражданском заказе, о необходимости строительства высокотехнологичных научных судов, но гособоронзаказ пока вытесняет этот сегмент со всех предприятий. Задача ОСК сейчас - сбалансировать портфели заказов судостроительных заводов, и прежде всего - для Северо-Западного федерального округа. Надо оптимизировать загрузку заводов и сбалансировать не только по основной номенклатуре судов, но и по высокотехнологичному оборудованию. Именно высокотехнологичное оборудование - самый перспективный рынок, который даст импульс развитию мелких и средних предприятий, а следовательно, и машиностроению в целом. Когда мы, например, подписывали контракт с крупной итальянской компанией "Финкантьери", то на эту церемонию она пригласила всех своих постоянных партнеров. Сложившаяся в Италии практика ведения бизнеса предполагает высокий уровень доверительности между партнерами вплоть до раскрытия коммерческой информации по проектам. И это не только является серьезной поддержкой МСП, но позволяет кроме всего прочего исключить из процесса непродуктивную цепочку посредников.

Водный транспорт