В этом году в центре лекционных курсов - XX век, его главные трагедии и потери: Вторая мировая война, распад СССР, советская модель власти, "холодная" война.
По мнению организаторов школы, а это Институт всеобщей истории РАН и Россотрудничество, понимание процессов, происходивших в недалеком прошлом, и их современные интерпретации имеют сейчас особую актуальность в постсоветских странах. Обмен мнениями историков-профессионалов и их младших коллег в отношении наиболее значимых событий XX века важны еще и потому, что национальные исторические школы находятся сейчас в автономном плавании, а это значит, что им легко сойти с сугубо научного курса в ангажированную политиками колею. Академичность и откровенность - составляющие успеха "летней школы" в такой ситуации.
В этом году в Москву приехало около 20 молодых гуманитариев из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Латвии, Литвы, Молдавии, Украины и Эстонии. Уровень их лекторов, что называется, vip-овский, к примеру, об источниках и документах им расскажет директор Российского государственного архива социально-политической истории Андрей Сорокин.
О том, какие "горячие точки" недавнего прошлого больше всего интересуют молодых историков СНГ и Балтии, наш разговор с руководителем летней школы Виктором Ищенко.
Как вы выбираете вопросы для обсуждения? Мониторите темы дипломов?
Виктор Ищенко: Программу разрабатывал отдел сравнительно-исторических исследований постсоветского пространства Института всеобщей истории РАН. Но это не первая наша затея: "летние школы" мы проводим уже несколько лет, анализируем интерес молодых на дискуссиях и лекциях. Никто не приехал бы, если бы программа была неинтересной.
И все же, наверное, есть и национальная специфика, национальные предпочтения?
Виктор Ищенко: Всех без исключения интересуют вопросы отношений стран внутри Советского Союза, Вторая мировая война, "холодная" война, сталинизм, власть в рамках тоталитарного государства. Именно эти темы вызывают очень эмоциональные, порой "горячие" выступления на круглых столах. Что касается специфики, то, скажем, прибалтийцы традиционно внимательно относятся к периоду 1939-1941 годов, к теме подписания пакта Молотова-Риббентропа и к тому, как это повлияло на исторические судьбы стран Балтии. А украинцы интересуется периодом между двух мировых войн, индустриализацией и коллективизацией, голодом 30-х годов… Всю без исключения молодежь влечет историческая повседневность: человек войны, жизнь в тылу, трагедия коллаборационизма…
В нынешней школе примут участие украинцы?
Виктор Ищенко: Подтвердили свое участие три человека: один из Днепропетровска, двое киевлян. У нас с Украиной, несмотря на сложности политической ситуации, профессиональные контакты сохраняются: общаемся в интернете, переговариваемся по телефону, корректируем совместные планы. Остаемся вне политики, занимаемся своим делом.
- Лекций и круглые столы летней школы-2014 молодых историков СНГ и Балтии:
- "Закат Российской империи: закономерность или случайность"
- Круглый стол: "Российская революция и национальные революции" "Проблемы изучения современной истории: мир после распада СССР"
- Круглый стол: "Последствия распада СССР"
- "Формирование советской модели: террор и модернизация, поиск новых форм и сохранение традиций"
- Лекция: "Дело Л.П. Берии и пределы десталинизации в СССР"
- Круглый стол: "Власть и общество в сталинском СССР: идеология и практика"
- "Коллаборационизм в СССР в период Великой Отечественной войны"
- Круглый стол: "Актуальные проблемы Второй мировой войны (СССР и Союзники)"
- "Биполярный мир: холодная война и противостояние идеологических систем"
- Круглый стол: "Опыт холодной войны и современные международные отношения"