Между тем существуют принятые всем миром документы Международной организации гражданской авиации - ИКАО. В них четко сказано: за все, что происходит с самолетом в полете, отвечает страна, в чьем воздушном пространстве он находится. Эти документы никогда никем не оспаривались, именно эксперты ИКАО определяют не только технические причины крушения, но и называют виновных с международно-правовой точки зрения.
Как трактуют подобные события нормы, принятые ИКАО? За разъяснениями мы обратились к ведущему специалисту в области гражданской авиации, бывшему заместителю председателя Межгосударственного авиационного комитета Александру Книвелю.
Александр Книвель: Вся полнота ответственности лежит в первую очередь на Украине. Основой современного воздушного законодательства является Чикагская конвенция о международной гражданской авиации, все приложения к ней плюс так называемая "Рекомендуемая практика". А с 14 ноября 2013 года начало применяться 19-е Приложение - "Управление безопасностью полетов".
В упомянутых документах особо говорится о случаях, когда полеты гражданских самолетов проходят над территорией, где ведутся военные действия. В "Рекомендуемой практике" (Doc 9554-AN/932 издание первое - 1990 г.) есть специальное "Руководство по мерам безопасности, принимаемым в связи с военной деятельностью, потенциально опасной для производства полетов гражданских воздушных судов". Оно дает достаточные разъяснения по данному вопросу. Этот документ был принят ИКАО после того, как в 1988 году крейсер США уничтожил выпущенной ракетой иранский гражданский самолет. К сожалению, не все пользуются документами, написанными буквально кровью, что ведет к новым трагедиям.
4 октября 2001 года над Черным морем в зоне ответственности украинской организации по управлению воздушным движением был сбит российский самолет Ту-154М. Украина до сих пор не признала всю полноту своей ответственности за ту трагедию. Странно, но и ИКАО не указала тогда Киеву на то, что именно он, и никто другой, виноват в случившемся. Теперь опять же в небе Украины сбит уже малайзийский "Боинг-777" с пассажирами на борту. И вновь ИКАО "тактично" молчит.
Ни слова не слышно и от руководства Межгосударственного авиационного комитета. А ведь МАК был просто обязан сразу дать разъяснения, кто несет ответственность с международно-правовой точки зрения.
Мало кто знает, но еще 24 сентября 1993 года было принято решение Совета глав правительств СНГ "Об обеспечении безопасности полетов гражданских воздушных судов в зонах локальных военных конфликтов". В нем поручалось компетентным органам государств - участников Содружества и республики Грузия совместно с МАК принять меры правового, военного и организационно-технического характера по обеспечению безопасности деятельности гражданской авиации, чтобы исключить даже потенциальную угрозу полетам гражданских судов в зонах локальных военных конфликтов.
Процитирую суть того, что написано в документах ИКАО. Вчитайтесь, пожалуйста, внимательно. "Ответственность за принятие мер по обеспечению безопасности международных полетов гражданских воздушных судов несут государства, обеспечивающие обслуживание воздушного движения в воздушном пространстве, затронутом конфликтом. Государство, отвечающее за обслуживание воздушного движения, должно определить географический район конфликта, оценить потенциальную опасность для выполнения полетов гражданских воздушных судов международной авиации и определить, следует ли избегать полетов в районе конфликта или через него или полеты могут продолжаться при соблюдении определенных условий".
Неправильное определение Украиной рисков полетов над зоной военных действий - главная причина разыгравшейся трагедии в небе этой страны. В соответствии с международным законодательством всю полноту ответственности за катастрофу малайзийского "Боинга" несет действующая на этот момент времени государственная украинская власть и организация по управлению воздушным движением с характерным названием "Украэрорух". Никакие ополченцы или, с точки зрения Киева, террористы в данном случае не виновны. Даже если предположить, что с подконтрольной им территории была пущена ракета "земля-воздух". Они всего лишь участники региональных боевых действий, законных или нет - отдельный вопрос. И только Киев отвечает за безопасность воздушного движения в зоне конфликта. Кстати, разделить эту ответственность должен и "Евроконтроль", членом которого является Украина и который согласовывал план полета малайзийского "Боинга" перед вылетом из Амстердама. Ведь небо над Крымом они закрыли сразу, хотя там никаких военных действий нет.