Добрая половина вопросов на брифинге так или иначе касалась России, причем не только в контексте кризиса на Украине. Двое журналистов прямо интересовались мнением США о развитии связей Москвы с их странами и регионами. Так, колумбийский репортер напомнил о недавней "очень успешной поездке" президента России в Латинскую Америку. Он отметил, что российского лидера "радушно встречали в Аргентине и Бразилии", что у него состоялась встреча даже с президентом Колумбии Хуаном Мануэлем Сантосом, "большим другом Соединенных Штатов".
На вопрос о том, как все это увязывается с "постоянными рассуждениями США об экономической и политической изоляции России", Харф ответила: "Ну, мы действительно говорим об изоляции России, но, как я только что отмечала, мы и сами работаем с Россией. Я недавно была на переговорах с Ираном, и мы с россиянами сидели по одну сторону переговорного стола".
"Мы не считаем эти вещи взаимоисключающими и думаем, что другие страны могут и должны поддерживать прочные отношения с Россией, - продолжала представитель госдепартамента США. - И мы сами работаем с ними по многим вопросам".
Чуть позже японский журналист напомнил о планах визита президента России в Японию, о продолжающейся подготовке мирного договора и расчетах на урегулирование территориальных споров. Он спросил, поддерживают ли все это в Вашингтоне, и в ответ услышал: "Мы считаем, что Японии следует иметь хорошие отношения с соседями. Япония - один из наших ближайших союзников во всем мире. И мы и впредь будем работать вместе".
В начале брифинга южнокорейский журналист просил прокомментировать свежие высказывания генерала Джеймса Джонса (это бывший помощник президента США Барака Обамы по национальной безопасности - прим. авт.) о "сейсмическом сдвиге" в американо-российских отношениях. Интересно, что он вписывал этот вопрос в контекст критики внешней политики США, "адекватности и эффективности подхода президента Обамы" к международным проблемам.
В ответ Харф сказала, что действующая администрация США "с самого начала" строила отношения с Россией по принципу готовности и к сотрудничеству, "когда оно возможно", и к разногласиям, когда те возникают. В подтверждение она опять же сослалась на переговоры с Ираном в Вене, куда недавно ездила.
Что касается внешней политики в целом, продолжала дипломат, госдепартамент "с самого начал занимается восстановлением партнерских и союзнических связей США по всему миру". А на просьбу корреспондента ИТАР-ТАСС назвать наибольший успех нынешних властей США в приобретении новых друзей сослалась на те же переговоры "шестерки" международных посредников с Ираном и на формирование широкой коалиции для санкционного нажима на Тегеран. Последний пример "дружбы с одними против других", конечно, выглядит сомнительно.
К тому же брифинг показал, что дружба с США порой выходит их союзникам боком. Корреспондент польского агентства ПАП попросила прокомментировать решение Европейского суда по правам человека в Страсбурге, признавшего Варшаву виновной в том, что та помогала Вашингтону "устраивать секретную тюрьму ЦРУ, где людей пытали". "Как вы относитесь к тому факту, что Польшу привлекают за это к ответственности, а в США никому даже не предъявили обвинений?" - спросила журналистка. Это был единственный вопрос, на который Харф - без ссылок на незнание предмета - отвечать наотрез отказалась.