27.07.2014 11:50
Происшествия

Сторчевой возглавил российскую комиссию расследования катастрофы Boeing

Текст:  Татьяна Шадрина
Россия сформировала группу специалистов для участия в расследовании авиакатастрофы Boeing-777. Уполномоченным по расследованию от нашей страны назначен замглавы Росавиации Олег Сторчевой. Он и возглавит эту группу, сообщили "РГ" в Минтрансе.
Читать на сайте RG.RU
Фоторепортаж: Крушение малайзийского Boeing-777 под Донецком

Сторчевой отвечает за вопросы управления летной эксплуатации, управления поддержания летной годности воздушных судов, управления инспекции по безопасности полетов. Кроме того, он сам является пилотом. Сторчевой имеет большой опыт летной работы: он выполнял особо важные полеты по перевозке правительства Советского Союза и России. В том числе был в экипаже борта номер Бориса Ельцина.

Росавиация готова помочь в изучении обстоятельств катастрофы Boeing

В группу также вошли советник отдела управления инспекции по безопасности полетов Росавиации Валерий Лучинин, начальник отдела Государственного центра "Безопасность полетов на воздушном транспорте" Аницетас Язокас и Андрей Крылов, замначальника отдела инспектирования и контроля качества аэронавигационного обслуживания филиала "Аэронавигация Юга" Государственной корпорации по организации воздушного движения в России.

Российская сторона уже подготовила перечень из 28 вопросов к украинским властям, который она планирует передать в комиссию по расследованию авиакатастрофы малайзийского Boeing-777 в воздушном пространстве Украины, говорил ранее глава Росавиации Александр Нерадько.

"Ответы на эти вопросы помогут установить точную причину данного авиационного происшествия", - считает он.

Во-первых, необходимо изучить записи переговоров на командно-диспетчерском пункте (аудио и видео), с которого осуществлялось управление воздушным движением. И запросить записи радиообмена диспетчера со смежными пунктами управления воздушным движением, в том числе при входе воздушного судна в пространство Украины; данные о радио- и телефонных переговорах диспетчеров с "военным сектором" или силами ПВО Украины.

Картина будет не полной, если не принять во внимание переговоры диспетчеров с экипажами рейсов CИА-351 (Сингапур) и АИЦ-113 (Индия), данные наземных радиолокационных средств (включая данные первичных радиолокаторов) о передвижении самолета, начиная с его входа в воздушное пространство Украины. И нельзя обойти вниманием данные о составе и работоспособности украинских наземных радиолокационных средств, включая радиолокационную станцию "Купол", сведения вооруженных сил Украины о контроле силами ПВО использования воздушного пространства в данном районе, если подобный контроль осуществлялся, включая переговоры между пунктами ПВО.

При расследовании причин не обойтись без описания радиолокационной обстановки, включая полную информацию о полетах военных воздушных судов в районе вооруженного конфликта и места падения самолета. Требуется информация и о том, какими подразделениями украинских вооруженных сил осуществлялось 17 июля радиолокационное сопровождение воздушных судов в районе крушения самолета и где они располагались.

Надо исследовать и данные о переговорах украинских пилотов военных самолетов с военным сектором и между собой в районе вооруженного конфликта и места падения самолета, данные средств объективного контроля военных самолетов, находившихся в этом районе.

Для объективного расследования нужна информация о том, какие указания поступали органам организации воздушного движения Украины от авиационной администрации страны в связи с ограничениями на использование воздушного пространства в районах Донецка и Луганска, а также об установленных при этом процедурах взаимодействия с экипажами воздушных судов и органами ПВО Украины. Потребуются показатели специализированных блоков бортовых систем, сохраняющих точную информацию о траектории полета, формируемую с использованием данных GPS.

Необходимо запросить сведения о возможном использовании в день происшествия средств создания помех для работы GNSS (глобальная навигационная спутниковая система). Как считают в Росавиации, важна также информация о ходе подготовки экипажа воздушного судна к полету, в том числе сведения о наличии у экипажа информации о действующих НОТАМ, об эшелоне, на котором планировалось выполнение полета, а также причинах возможных изменений в плане полета.

Силы ПВО Украины могли по ошибке сбить Boeing в ходе учений

Еще нужна копия поданного полетного плана Boeing-777 и статистические данные по предыдущим полетам по воздушной трассе рейса MH-17, а также соинформация о запланированных пусках ракет в день происшествия, включая места дислоцирования соответствующих сил и средств, суточный план и данные объективного контроля полетов украинской военной авиации за 17 июля. Необходимы сведения о фактическом наличии и расходе зенитных управляемых ракет, всех зенитных ракетных комплексов, стоящих на вооружении ВС Украины.

Требуется также запросить информацию о любых запусках украинскими военными, в том числе учебных, управляемых ракет в период с 10 по 17 июля, а также проведенных подготовках к запускам; данные об активизации радиолокационных центров в период, близкий к времени катастрофы.

Кроме того, по мнению Росавиации, необходимо произвести выкладку элементов конструкции самолета, осмотр на предмет наличия поражающих элементов, детальный осмотр места происшествия. Также требуется опросить экипажи воздушных судов, пролетавших в день катастрофы в аналогичном районе, о возможных помехах в работе бортового и наземного навигационного оборудования; провести расшифровку данных DFDR (цифровое устройство записи данных полета), обратив особое внимание на работоспособность навигационного оборудования и траекторные параметры.

Необходимо получить все данные по разбившемуся воздушному судну, в том числе информацию о возможно имевших место отказах и неисправностях, открытых пунктах MEL (нехватка или неисправность какого-либо оборудования из перечня минимально необходимого, особенно по части навигационного оборудования). Также требуется опросить экипаж рейса СИА-351 Копенгаген-Сингапур на предмет возможного наблюдения им катастрофы малайзийского Boeing-777.

В свою очередь Росавиация  готова предоставить комиссии по расследованию крушения всю имеющуюся информацию.

Аварии и катастрофы Украина Росавиация