Теплоход в затоне
- В этом сезоне мы потеряем примерно 25 тысяч туристов, - озвучивает неутешительный прогноз директор Ярославского бюро путешествий и экскурсий Светлана Даниленко. - С самого начала навигации к нам с низовьев Волги не смогли прийти восемь четырехпалубных теплоходов, с которыми мы должны были работать. Они изменили маршруты и сейчас ходят от Нижнего Новгорода вниз. Два четырехпалубных теплохода из Перми тоже намеревались пройти мимо нас и дальше следовать в Санкт-Петербург, чтобы работать на маршрутах до Валаама, Кижей и так далее. Но их не пропустили, они ушли обратно и весь сезон стоят в затоне.
По словам Светланы Даниленко, не смогли в этом году преодолеть маловодные участки даже некоторые более легкие трехпалубные лайнеры. А на тех, которые доходят до Ярославля, в последнее время предупреждают, что теплоход в следующий раз может и не прийти.
- Все очень сложно, - продолжает представитель ярославского турбизнеса. - Мы все время ждем, пропустят судно через шлюзы или нет, заказывать обслуживание или подождать. Обслуживаем туристов буквально круглыми сутками. Но все равно, конечно, много недовольных. Из-за того, что изменились маршруты, люди возвращают путевки. Я 41 год работаю в сфере турбизнеса, но такого не помню.
О том, что из-за бесснежной зимы и слабого притока воды в водохранилища навигация на Волге будет сложной, "РГ" писала в мае. Но тогда многие надеялись, что ситуация исправится. Вода и правда в июне прибыла, однако вскоре опять начала уходить. То, что на Верхней Волге наблюдается сегодня, специалисты называют "экстремальным маловодьем". Несмотря на все усилия, Рыбинское водохранилище в этом году так и не удалось наполнить до нормального подпорного уровня - 101, 81 метра. В начале навигации вода в верхнем бьефе Рыбинской ГЭС находилась на отметке 100,67 метра, а сейчас и вовсе упала до 100,17, то есть уровень "Рыбинки" примерно на метр и 60 сантиметров ниже нормы.
- Если в нормальном режиме полезная емкость Рыбинского водохранилища составляет 17 кубических километров, то к концу половодья мы получили всего около 12, то есть недосчитались порядка пяти кубических километров воды, - привел удручающие данные начальник департамента управления режимами ОАО "РусГидро" Тимур Хазиахметов.
Очередь у шлюзов
Между тем за счет запасов Рыбинского водохранилища поддерживается вся система Волжско-Камского каскада ГЭС на участке от Рыбинска до Чебоксарского водохранилища. А по большому счету - вплоть до Астрахани, потому что, по словам директора Каскада Верхневолжских ГЭС Андрея Дережкова, регулирование уровня всех водохранилищ Волги и Камы происходит в том числе за счет того резерва воды, который накапливается в "Рыбинке". Но если весной, оглядываясь на неполноводное Рыбинское море, специалисты сумели вовремя аккумулировать остатки воды, пришедшие от рек Кострома и Унжа, и наполнить Горьковское водохранилище до нормального подпорного уровня, то сегодня резервов больше нет.
- Режим Горьковского водохранилища в основном зависит от работы Рыбинского, но сегодня мы видим, что воды в последнем практически не осталось, - констатировал факт руководитель Верхневолжского бассейнового водного управления Александр Баринов. - Поэтому на заседании межведомственной рабочей группы установлен режим работы Горьковского водохранилища с 21 июля по 10 августа: суда в этот период смогут проходить через шлюзы только раз в четыре дня. Потому что трое суток будут производиться минимальные сбросы, а на четвертые сбросы будут повышаться до судоходных глубин.
Самый сложный участок на Волге с точки зрения судоходства - 54-километровый отрезок от Нижнего Новгорода до Городецких шлюзов. По информации "РусГидро", гарантированная судоходная глубина 3,5 - 4 метра выдерживается здесь лишь 4-5 часов в сутки, да и то при среднесуточном расходе воды через Нижегородский гидроузел 1300 кубометров в секунду. В остальное время глубина на этом участке составляет два метра. В результате крупнотоннажные суда, в том числе пассажирские лайнеры, преодолевают эти несчастные 54 километра не за четыре часа, а за двое-трое суток. Или не преодолевают вовсе.
Согласно данным Волжской академии водного транспорта, среднее время ожидания судами так называемых специальных попусков из Горьковского водохранилища составляет 10-12 часов у Нижнего Новгорода и 15-18 часов у Балахны. Чтобы ускорить этот процесс, снизив осадку барж, некоторые судовладельцы частично разгружаются в Нижнем Новгороде и отправляют груз на автотранспорте до Городца, где снова загружают его на баржи. Или то, что можно увезти на одном судне, везут на двух, что просто обваливает всю экономику речных грузоперевозок. Волжская академия водного транспорта оценивает потери судоходных компаний на этом участке в миллиард рублей.
В Ярославском речном порту рассказали, что из-за маловодья судовладельцам нынче приходится искать и осваивать новые маршруты. Те, кто работал на транзитных линиях от Череповца до Волгограда и раньше ходил через Городец с полной осадкой 3,6 метра, сегодня такой возможности не имеют. А возить меньшее количество груза экономически просто невыгодно.
Шаг влево, шаг вправо…
На самом Рыбинском водохранилище проблем с судоходством специалисты не ожидают до конца сентября - лишь к этому времени уровень искусственного моря, по всем прогнозам и расчетам, достигнет минимальной навигационной отметки в 99,31 метра.
Но на Волге в Рыбинском районе, на 462-м километре судового хода, с разницей в десять дней в июле уже сели на мель два грузовых теплохода. Правда, оба судна вышли за пределы фарватера, что в условиях маловодья оказалось решением роковым.
- Глубина на судовом ходу сегодня достаточная, чтобы суда проходили беспрепятственно, - говорит заместитель начальника ГУМЧС по Ярославской области Артем Белоусов. - Но когда воды мало, всегда возникает повышенный риск посадки судна на мель, потому что во всех таких случаях, как правило, присутствует человеческий фактор. Просто полноводная Волга прощает ошибки судоводителей, а маловодная - нет.
Кстати, в последнее время активно высказывается идея о снижении уровня Рыбинского водохранилища на четыре метра ради частичного возрождения затопленных территорий. Нынешняя навигация показала, насколько она утопична.
- Если бы уровень Рыбинского водохранилища был таким, какой предлагается, мы бы в этом году говорили не об ограничении судоходства и проблемах на Верхней и Средней Волге - судоходство через Городецкий гидроузел отсутствовало бы вообще, - уверен руководитель Верхневолжского бассейнового водного управления Александр Баринов. - Мы бы потеряли судоходство по всей Верхней Волге и не смогли бы обеспечить работу водозаборов для снабжения водой населения и промышленных предприятий.
Более того, по мнению специалистов, чтобы в маловодные годы навигация на Волге проходила без осложнений, наоборот, следует поднять уровень нижележащего Чебоксарского водохранилища, глубина которого при строительстве в 80-е годы не была доведена до проектной отметки, из-за чего вода через него сейчас проходит транзитом, а не накапливается. С появлением аккумулирующей емкости Чебоксарское водохранилище станет подпорным для вышележащего Горьковского, и проблемный городецкий участок будет судоходным в течение всей навигации. Но этот вопрос пока находится на стадии обсуждения.
P. S.
Из-за того, что ГЭС Верхневолжского каскада останавливались и продолжают делать в работе паузы для накапливания воды в водохранилищах, заметно снизилась выработка электроэнергии. Если за первое полугодие прошлого года Угличская, Рыбинская и Нижегородская ГЭС вместе взятые выдали два миллиарда 190 миллионов киловатт-часов электроэнергии, то за тот же период нынешнего года - лишь один миллиард 263 миллиона.