31.07.2014 00:47
Экономика

Советы "РГ": Как не переплачивать за коммуналку

Не хочешь переплачивать за коммуналку? Учись!
Текст:  Ирина Рыбникова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №171 (6443)
С начала этого года более 4 тысяч жителей Подмосковья пожаловались в Госжилинспекцию на неправильное начисление коммунальных платежей.
Читать на сайте RG.RU

"Это втрое больше, чем за аналогичный период прошлого года", - заявил "РГ" руководитель областной Госжилинспекции Александр Коган. А поскольку управляющие организации ошибаются обычно в свою пользу, ведомство разработало в помощь гражданам памятку о том, как не переплачивать за коммуналку. Советы в ней универсальные, воспользоваться ими могут жители всего столичного региона.

Сауна за чужой счет

Самая распространенная ошибка, которую допускают управляющие компании, - расчет платы за отопление по нормативам, без учета показаний общедомовых счетчиков. Нормативы, как правило, намного превышают реальный расход ресурса, поэтому и платить гражданам приходится дороже.

"В первый год после установки коллективного счетчика плата продолжает начисляться по нормативу, затем она рассчитывается исходя из среднего потребления предшествующего года по показаниям общедомовых приборов учета, - напоминает Коган. - При этом раз в год плата должна быть скорректирована в соответствии с реальным объемом потребления ресурса". По итогам этой корректировки жители могут остаться должны управляющей компании, но чаще происходит наоборот. Переплаченные средства УК обязана вернуть потребителям.

На российском рынке ЖКХ могут появиться иностранные компании

Иногда между тем, что жители израсходовали, и тем, что оплатили, может появиться "лишнее звено" в виде незаконно подключенных к общим коммуникациям потребителей. Так получилось, например, в Долгопрудном, где подвалы нескольких домов были переоборудованы в жилые помещения с санузлами и душевыми кабинами. В подвале жилого дома в Королеве Госжилинспекция обнаружила квартиру с мебельным и спальным гарнитурами, холодильником, телевизором, плитой и тренажерным залом. А в Красногорске на техническом этаже вообще умудрились организовать сауну. Расходы воды и электроэнергии ее посетителей управляющая компания списывала на общедомовые нужды.

Могут управляющие компании грешить и приписыванием в платежку "лишних" строк. Например, у жителей домов с индивидуальным тепловым пунктом, проще говоря, собственной котельной, в платежном документе не должно быть графы "горячее водоснабжение". Вместо нее стоят две позиции: холодное водоснабжение для горячего водоснабжения (ХВС для ГВС) и подогрев воды. Кроме того, общедомовые нужды оплачиваются только по расходам электроэнергии, горячей и холодной воды. "Управляющие компании не имеют права выставлять общедомовые счета за отопление - это изначально не было предусмотрено, и водоотведение - эта графа расходов отменена решением федерального правительства в июне прошлого года", - констатирует Александр Коган.

Заметили в платежке лишние графы? Смело обращайтесь в Госжилинспекцию своего региона. Подмосковное ведомство, например, с августа 2013 года помогло вернуть жителям более 100 миллионов рублей, переплаченных управляющим организациям. До 70% возврата составляет переплата за самую дорогую коммунальную услугу - отопление, когда УК не делает перерасчетов после зимы. Также "популярными" у УК нарушениями считаются завышенные счета на содержание общего имущества дома и дополнительные услуги, не согласованные с жильцами. Только претендуя на возврат переплаченных средств, следует помнить: УК не выдает "живые" деньги, а учитывает возвращаемую сумму в счет будущих платежей. Но и это неплохо.

Россияне рассчитаются за квартплату через Почтовый банк

Двое из ларца

А вот жителей Сергиево-Посадского, Каширского, Воскресенского и еще ряда районов Подмосковья долгое время преследовали управляющие компании-двойники. Граждане получали по две платежки сразу. Подобная ситуация может возникнуть по разным причинам, начиная от откровенно мошеннических схем и заканчивая правовой неграмотностью жителей, которые могут переизбрать УК или создать ТСЖ с нарушением процедуры и начать переводить коммуналку на новый счет при том, что де-юре право собирать коммунальные платежи осталось у прежней "недоуволенной" организации. В результате кто-то перечисляет деньги одной организации, кто-то - другой, а у кого-то пропадает вообще желание платить за ЖКХ.

Ответ на вопрос, какая из присылающих квитанции УК работает в правовом поле, знают в ресурсоснабжающей организации. "По закону ресурсники имеют право заключить договор на обслуживание конкретного дома только с одной управляющей компанией, - утверждает глава областной Госжилинспекции. - Платить нужно той, с которой заключен договор". При этом нелишне обратиться в Госжилинспекцию и прокуратуру, которые дадут оценку легитимности обеих управляющих организаций.

Холодно-горячо

Житель Балашихи месяц тщетно добивался от УК перерасчета за некачественно оказанные услуги. Коммунальные работники соизволили ответить ему лишь через два месяца, но к тому времени компания уже была оштрафована Госжилинспекцией на 40 тысяч рублей. "Законом четко определены сроки, в которые управляющие организации должны предоставлять информацию на запросы собственников, - объясняет Александр Коган. - Если запрос поступил в письменной форме, на ответ отводится 20 дней".

Что такое некачественные услуги? Это, к примеру, если температура горячей воды ниже нормативной (60-75 градусов) больше чем на 3 градуса днем и 5 градусов ночью. Или отсутствие любой воды более 4 часов. За такую коммуналку потребитель платить не обязан, но факт оказания некачественной услуги необходимо подтвердить заявкой в аварийно-диспетчерскую службу, зафиксированной в журнале регистрации, и актом проверки. Перерасчет осуществляется в течение 30 дней с момента подачи заявления о нем в управляющую организацию. В эти же сроки УК обязана пересчитать платежи, если потребитель отсутствовал в квартире более 5 календарных дней, а коммунальные услуги потребляет по нормативам. Перерасчету подлежат холодная и горячая вода, водоотведение, газ и электроснабжение. А вот отопление и общедомовые нужды не пересчитываются, ибо эти услуги оказываются вне зависимости от присутствия хозяев в квартире.

Кстати

С 1 января 2015 года в Подмосковье вступят в силу новые нормативы потребления коммунальных услуг. В домах до 1999 года постройки они повысятся, а например, в новостройках норматив потребления тепла уменьшится настолько, что потребители увидят даже подешевевшие платежки. Это делается для того, чтобы стимулировать жителей к энергоэффективному потреблению ресурсов, то есть утеплению дома и установке приборов учета. Новостройки сейчас уже сдаются энергоэффективными, поэтому и получают "бонус" в виде сниженных нормативов. Напомним, что независимо от того, какого размера нормативы действуют в регионах, федеральное правительство с 2015 года намерено повышать их на 10% каждые 6 месяцев. С теми же целями - стимулировать население к энергоэффективности.

ЖКХ