01.08.2014 00:02
Культура

Бизнес Юрмалы понесет убытки без "Новой волны"

Текст:  Надежда Ермолаева
Российская газета - Федеральный выпуск: №172 (6444)
Оценить потери на случай, если конкурс обидится и покинет Юрмалу, - крайне трудно. Но можно смело утверждать, что прямые и косвенные убытки для Латвии составят до 40 миллионов евро. Об этом корреспонденту "РГ" рассказал латвийский политолог Александр Видякин.
Читать на сайте RG.RU
XIII международный конкурс молодых исполнителей популярной музыки "Новая волна"

"Есть реальные прогнозы: уйди "Волна" из Юрмалы, город-курорт в своем развитии будет отброшен на десять лет назад. А это значит сокращение рабочих мест и убытки для юрмальских предпринимателей", - отметил он.

Напомним, что Юрмала после 1991 года на какое-то время потеряла статус курорта, превратившись в дачный поселок богатых рижан. Многие помнят, как в 1992 году на центральной улице Юрмалы  работало всего несколько ресторанов. Народ предпочитал пользоваться старыми советскими "распивочными", где за гроши подавали рюмку дешевого местного бальзама.

Все изменилось с приходом в приморский город "Новой волны". С ней состоятельные россияне заново открыли для себя Юрмалу. Зашумели рестораны, отремонтированы гостиницы. Россияне стали скупать дачи. Если участок с домом в первом ряду у моря в 1992-м стоил 50 тысяч долларов, то теперь его цена возросла до миллионов.

Осенью в Латвии выборы в сейм, и эстрадный конкурс стал ходовой картой в политических разборках

"Новая волна" превратилась в своеобразный "латвийский Давос", куда на время проведения конкурса съезжаются видные представители российского бизнеса и стран СНГ. По примерным оценкам, конкурс собирает до 15-20 представителей списка Forbes. "Для Латвии, и Юрмалы конкретно, это бесплатный пиар, - считает Видякин. - После проведения "Новой волны" стоимость целых сегментов недвижимости в Юрмале прибавляет в цене до 30-45 процентов"…

Далее он говорит о гостиничном бизнесе. По словам Видякина, организаторы расселяют конкурсантов по 27 юрмальским гостиницам. В этот период стоимость номера может подскочить на 100-150 процентов. И для Юрмалы это тот самый случай, когда "день целый год кормит".

Другой бизнес, который с нетерпением ждет приближение "Волны", - это многочисленные рестораны, которые в дни проведения конкурса утраивают свою выручку. Естественно, рестораторы закупают напитки, продукты и другие исходные материалы у латвийских производителей, которые также ощущают потребительский эффект от "Новой волны".

Конкурс "Новая волна" могут провести на Кубани

"Еще одно направление, которое "расцветает" во время конкурса, - продолжает политолог, - это бизнес-авиация и аренда эксклюзивных автомобилей. На "Новую волну" прилетают 320 бизнес-бортов, что существенно пополняет кассу аэропорта "Рига".

Экономические плюсы "Новой волны" очевидны. Однако теперь практические расчеты ушли на второй план.

Осенью выборы в сейм, и конкурс стал ходовой картой в политических разборках. Одним из самых неудачных, скандальных ходов стал запрет на въезд в Латвию трем российским исполнителям. Вряд ли подобные популистские меры принесут их авторам ожидаемый эффект.

"Когда дело касается кошельков граждан, а по примерным подсчетам Юрмала дает возможность заработать 12 тысячам латвийцев, - громкое решение министра иностранных дел может стоить ему потери ощутимого числа избирателей, которым "Новая волна" позволяет прокормить свои семьи", - подытожил политолог.

Кстати, "Новая волна" не в первый раз становится объектом для скандалов. Один из создателей фестиваля, знаменитый композитор Раймонд Паулс, в свое время подвергался настоящей травле со стороны латышских националистов. Его обвиняли в "пособничестве экспансии российской музыки и образа жизни". Сам Паулс с горечью вспоминал, как около концертного зала "Дзинтари", где проходят конкурсы "Новой волны" его остановил латышский полицейский и с издевкой целых два часа выписывал штраф. Паулс покинул конкурс "Новая волна" два года назад.

Музыка Латвия