31.07.2014 00:05
Общество

Выставка об участии России в Первой мировой войне открывается в Манеже

В Манеже открывается выставка "На переломе... Россия в Великой войне, 1914-1918 гг."
Текст:  Андрей Васянин
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №171 (6443)
"Ну и треск же, ну и гром же был у немцев возле Ломжи" - а к этим строкам Маяковского картинка: мужик, занесший цеп над шеренгой в немецких шлемах, предыдущая уже лежит здесь же. А рисунок-то - Малевич образца 1914-го...
Читать на сайте RG.RU

В Манеже открывается выставка "На переломе... Россия в Великой войне, 1914-1918 гг.".

Наблюдая за текущими информационными лентами, не удержишься от сравнения отображаемых ими событий с происходившими на рубежах страны и за ее пределами сто лет назад. Для России та забытая война стала переломом, началом переосмысления ее исторической миссии и началом смены глубинных ее вех.

Готовятся к публикации уникальные документы эпохи Первой мировой войны

В основу экспозиции в Манеже положена коллекция кинокомпании "Талан" - вот эти самые военные плакаты, исполненные лучшими художниками России, в те годы подряженными на исполнение агитационной миссии. Трудно сравнить с чем-либо по скорбной выразительности, например, рожденную войной работу Леонида Пастернака - солдат, отставивший руку с винтовкой, всем обликом призывает нас к сочувствию пострадавшим - без классического плаката "На помощь жертвам войны" тут было не обойтись. А вот менее известная работа "Солдат под градом пуль спасает раненого офицера": лубковое исполнение этого сюжета ничуть не снижает трагического пафоса (пули, кажется, так и свистят на головой!).

Но кроме живописи плакатной и полусказочной на выставке есть и экспонаты от условности далекие, но с надеждой взывающие к нашей памяти. Вот, например, бравый добрый молодец, под архивным снимком подпись: "Шкурин Илья ушел в 1914-м добровольцем. Георгиевский кавалер. Арестован в 1937-м, расстрелян. Реабилитирован посмертно". Чуть менее трагический, но с протяженным во времени смыслом снимок - "Вера Мухина в госпитале": эти руки, позже изваявшие "Рабочего и колхозницу", на снимке из Российского военно-исторического архива (а еще в выставке участвуют Российский архив социально-политической истории, Госархив РФ, Российский государственный военно-исторический архив - всего 25 музеев), ловко бинтуют ногу раненого.

Документ и художественный образ, слово и предмет, плакат и охрипшая кинохроника - только так, в стереотрактовке, может сегодня быть построено связное и полномасштабное изложение истории. Кураторам выставки в Манеже предоставить нам образ прошлого удалось сполна.

История Фотография Москва Столица