Напомним, эксперимент, предложенный экспертным центром Probok.net, стартовал в июне 2013 года на 13 перекрестках в трех регионах страны - Москве, Подмосковье и Белгородской области. В столице были выбраны пять перекрестков: улица Велозаводская - улица Автозаводская, улица Нагатинская - проспект Андропова, 3-ий Крутицкий переулок - Новоспасский проезд, 3-ий Крутицкий переулок - Волгоградский проспект, улица Мосфильмовская - улица Косыгина. На этих перекрестках установили новый дорожный знак - зеленую стрелку, указывающую вправо, и табличку "Уступи всем, и можно направо". В ЦОДД считают, что такая схема повышает аварийность на перекрестках (по данным ГИБДД Москвы, с июня по ноябрь 2013 года на этих перекрестках произошло 84 ДТП), а особого влияния на загруженность дороги не оказывает. Правда, результатов исследований в подтверждение этого мнения в ведомстве не представили, и подчеркнули, что решение о судьбе нововведения в городе в любом случае принимает ГИБДД совместно с московским департаментом транспорта и другими ведомствами.
- Установка табличек "Уступи всем и можно направо" реализуется в городах с низким значением транзитного потока, когда большинство водителей знакомо со сложившейся организацией дорожного движения, - говорит Поляков. - Таким образом, в Москве целесообразно использование светофоров с правоповоротной стрелкой на всех участках, где требуется обеспечение соответствующего поворота с условием отсутствия помех основному потоку транспорта.
- Целесообразность установки правоповоротной таблички зависит не от города, а от конкретного перекрестка, - возражает один из авторов идеи, замглавы экспертного центра Probok.net Андрей Мухортиков. - Направо на красный можно поворачивать там, где нет пешеходного перехода, есть существенный правоповоротный поток и достаточная видимость дороги - то есть поворот должен быть не очень крутой. Кроме этого, желательно, но не обязательно наличие отдельной полосы для поворота направо.
По словам эксперта, схема "направо на красный" помогает разгрузить перекрестки.
- Мы видим, что там, где раньше машины стояли, они начинают ехать, - говорит Андрей Мухортиков. - А из-за установки табличек не произошло ни одной аварии.
Более того, эксперимент признала успешным и столичная ГИБДД, заявил Андрей Мухортиков, и предоставил в распоряжение "РГ" письмо врио начальника управления ГИБДД по Москве В.В. Коваленко первому замначальника ГУОБДД МВД России В.В. Швецову от 4 июня 2014 года "О проведении эксперимента по установке правопоротных табличек". В документе, в частности, говорится: "По состоянию на 30 мая 2014 года на указанных перекрестках затруднений в движении транспортных средств не выявлено. С начала эксперимента на трех перекрестках зарегистрированы дорожно-транспортные происшествия: улица Нагатинская - проспект Андропова (90 ДТП с материальным ущербом и 1 ДТП с пострадавшими), улица Велозаводская - улица Автозаводская (63 ДТП с материальным ущербом), улица Мосфильмовская - улица Косыгина (1 ДТП с материальным ущербом). Указанные дорожно-транспортные происшествия произошли по причинам, не связанным с проведением эксперимента".
При этом в ЦОДД считают, что знак "направо на красный" можно использовать в менее крупных городах в целях экономии бюджета - металлические таблички в разы дешевле установки дополнительной секции на светофоре. По данным Probok.net, табличка стоит 300 рублей, а установка секции и перепрограммирование светофора - около 6000 рублей, и этот процесс может растянуться на месяцы.
Напомним, ранее глава правительственной комиссии по безопасности дорожного движения 1-й зампред правительства РФ Игорь Шувалов направил рекомендации в Минпромторг, МВД и Минтранс о разработке поправок в законодательство и ГОСТЫ - "в части обеспечения возможности транспортным средствам осуществлять поворот на направо на красный сигнал светофора". Поправки должны быть разработаны до 1 октября.