05.08.2014 00:41
Экономика

Организация "умных" офисов стала трендом современности

Компании выбирают "умные" решения для недвижимости
Текст:  Юлия Воронина
Российская Бизнес-газета - Инновации: №30 (959)
Постоянно растущий объем предложения на рынке офисной недвижимости приводит к высокой конкуренции, это вынуждает девелоперские и управляющие компании искать новые способы привлечения арендаторов. И одним из главных трендов, по мнению специалистов отдела коммерческой недвижимости компании Est-a-Tet, сегодня является организация "умных" офисных пространств.
Читать на сайте RG.RU

Само понятие "умный офис" эксперты делят на две составляющие - технологическую и концептуальную. Технологически "умный офис" мало чем отличается от "умного дома". Современные разработки позволяют объединить всю инженерную составляющую бизнес-центра в единую систему управления, которая контролирует доступ на территорию сотрудников, посетителей и автотранспорта, работу энерго-, тепло- и водоснабжения, пожарной сигнализации и т.д. "Для арендаторов или покупателей способ эксплуатации офисной недвижимости играет вторичную роль. Их больше волнуют конкретные финансовые затраты на содержание помещения и способы их минимизации. И вот здесь система "умный офис" как раз позволяет вполовину сократить расходы на электроэнергию и 30-40% сэкономить на водо- и теплоснабжении. В конечном итоге благодаря этому уменьшаются как арендные ставки, так и эксплуатационные расходы", - пояснил генеральный директор Est-a-Tet Кайдо Каарма.

Летом работающие россияне чаще берут отгулы

В основе системы "умный офис" находится диспетчеризация с различными панелями управления: как с экранами и графическим интерфейсом, так и с механической.

"В "умном офисе" в первую очередь управляют и диспетчеризируют системы освещения как общих зон, так и отдельных кабинетов. Популярны системы организации климата, основанные на фанкойлах (доводчиках температуры) и разнообразных видах кондиционирования. Применяется мониторинг протечек в системах отопления, санузлах, - рассказал менеджер по развитию бизнеса управления "Здания и Экобизнес" Schneider Electric в России Андрей Крылов. - Отдельно стоит обратить внимание на помещение серверных комнат. Они чаще всего находятся на обслуживании у арендатора/собственника офисного помещения, поэтому актуален контроль и управление такими комнатами. Мониторинг серверных включает в себя учет энергопотребления, диспетчеризацию и управление климатом, контроль протечек".

По словам эксперта, отличительной чертой применения системы "умный офис" является создание комфортных климатических параметров в отдельных помещениях (кабинеты, переговорные) и мониторинг специфических аварийных ситуаций: утечки воды из системы отопления, бытовой техники (стиральные и посудомоечные машины, сололифт) и критических помещений наподобие серверных. Управление "умным офисом/домом" коротко описывают так: с инженерных, ИТ-систем и систем безопасности собирается информация об их состоянии и о состоянии окружающей среды в некий центр. Информация обрабатывается и по заранее заданным алгоритмам идет обратное управляющее воздействие на системы.

"Умные" решения изначально позиционировались как помогающие экономить средства. Но быстро стало понятно, что изначальные затраты на их создание существенно выше получаемой выгоды от экономии (особенно в нашей стране, где львиная часть оборудования импортная, а стоимость ресурсов достаточно низкая). При внедрении даже нескольких "умных" систем затраты на строительство могут возрасти не менее чем на 20-30%. Дальнейшее развитие и продвижение "умных" решений шло по стандартному пути: те "кусочки", которые давали максимальный экономический выигрыш, начали внедряться, рост производства позволил снижать себестоимость продукции, снижение себестоимости увеличило количество "внедряемых "кусочков" "умного" решения. Хорошим примером такого "кусочка" могут служить системы автоматического включения/выключения света в момент, когда в помещение заходит или выходит человек", - отметил технический директор компании "Техносерв" Владимир Волков.

"Умный офис" - это прежде всего безопасное и комфортное для сотрудников здание. В нем автоматически отслеживаются основные параметры: освещение, температура воздуха; контролируются аварийные ситуации. Это здание, которое отвечает нормам энергосбережения и экономии ресурсов в целом", - отметил заместитель директора департамента интеллектуальных зданий компании КРОК Александр Ласый. По его мнению, системы автоматизации нужно закладывать еще на этапе проектирования офисного здания, когда оно строится с нуля. "Можно, конечно, внедрить их и в уже существующем здании при его модернизации. В первом случае стоимость проекта без сложных энергоэффективных систем, диспетчерского центра и т.д. обойдется лишь на 1-2% дешевле, при этом окупаемость таких решений составит всего 3-4 года, - добавил Александр Ласый. - Есть еще одно решение, которое может экономить и деньги, и время. Это видео-конференц-связь, которая позволяет сокращать затраты на командировки, при этом за счет высокой четкости и эффекта присутствия нет ощущения, что собеседников разделяют сотни или тысячи километров".

Эксперты считают, что спрос на "умные" решения для бизнеса будет только расти. "Если состояние экономики будет позволять, то будет больше желающих иметь комфортный, современный (престижный) "умный офис". В противном случае какой-то уровень спроса на решения такого класса, безусловно, сохранится, но расширяться не будет", - отметил эксперт компании "Техносерв".

Бизнес