На языке флотоводцев такие походы дипломатично называются демонстрацией военно-морского флага. Эксперты по международной безопасности высказываются более откровенно: в связи с событиями на Украине США вновь пытаются оказать психологическое давление на нашу страну. А заодно провести радиоэлектронную разведку российского побережья.
В какую сторону будут направлены радары "Велла Галф", догадаться несложно. Это - побережье Крыма. Раньше западные адмиралы хотя бы пытались закамуфлировать свой интерес к полуострову и граничащей с ним украинской территории участием в натовских маневрах. Теперь даже этого не делают. В официальном заявлении командования 6-го флота ВМС США, к которому приписан ракетный крейсер, говорится, что в Черноморье корабль послан для "обеспечения мира и стабильности в регионе".
Такой лукавой формулировкой американцы прикрывались всякий раз, когда отправляли своих военных в различные "горячие точки" мира - будь то Персидский залив, адриатическое побережье Югославии или, как в данном случае, Черное море. Там корабли США "прописались" с февраля и, похоже, эту ротацию американцы поставили на поток. Эсминец "Рэмэдж", флагман 6-го флота "Маунт Юнити", эсминец "Дональд Кук", фрегат "Тэйлор", ракетный крейсер "Велла Галф" - вот далеко не полный перечень боевых единиц американских военно-морских сил, только в нынешнем году заходивших в Черное море. "Усиление присутствия ВМС США в Европе позволяет нам работать с нашими союзниками и партнерами по повышению уровня готовности военно-морских сил, способных поддерживать безопасность в регионе", - заявляют американские адмиралы.
Чем эта самая поддержка нередко оканчивается, хорошо известно по событиям в бывшей Югославии. В 1999 году для наведения там "мира" натовцы, в том числе, направили в Адриатику 3 авианосца, 6 ударных подводных лодок, 2 крейсера, 7 эсминцев, 13 фрегатов и 4 крупных десантных корабля. В ходе боевой операции только американцы выпустили по югославской территории 218 крылатых ракет морского базирования. Корабль "Вела Галф", правда, в той войне не участвовал. Зато другой американский крейсер - "Гонсалес" массировано утюжил сербские города и села мощными "Томагавками".
Между прочим, эти ракеты имеются и на борту "Велла Галф". Не случайно командование 6-го флота США в характеристике корабля отметило, что он "способен проводить учения с одним или несколькими участниками, обеспечивать поддержку операций НАТО и осуществлять развертывание в любой точке региона". Помимо крылатых "Томагавков", крейсер оснащен противолодочными ракетами ASROC, а также противоракетами SM-3, боевой информационно-управляющей системой "Иджис" для их наведения, мощной ПВО, артиллерийским и торпедным вооружением.
Вряд ли американцы отважатся применить всю эту мощь против кораблей нашего Черноморского флота. Прямого военного противостояния флотов, конечно, ждать не стоит. У черноморцев в Крыму давно создана надежная противоракетная оборона, да и флагман ЧФ ракетный крейсер "Москва" мгновенно отреагирует на любую провокацию американцев. Этот корабль не случайно прозвали на Западе "убийцей авианосцев". 16 противокорабельных комплексов "Вулкан" способны пустить на дно не то что одиночный корабль, а целую группу кораблей.
Тем не менее равнодушно смотреть на звездно-полосатые флаги в Черном море в России, конечно, не станут. Наш МИД наверняка проверит, насколько присутствие там американцев укладывается в конвенцию Монтре. Этот документ еще в 1936 году установил режим нахождения кораблей и судов в Черном море. Для военных кораблей нечерноморских держав предусмотрены существенные ограничения по классу и по тоннажу. Общий тоннаж военных судов нечерноморских государств в Черном море не должен превышать 30 тысяч тонн, а срок их пребывания ограничен 21 сутками.
По конвенции Монтре "Велла Галф" должен покинуть Черноморье не позднее 27 августа. Проследить за временем его пребывания в регионе - дело нелишнее. Чужие воды американцы, как правило, покидать не спешат, и для задержки используют любой повод. Например, во время Олимпийских игр в Сочи американский фрегат "Тэйлор" пробыл в Черном море почти на две недели больше разрешенного. Официальная причина - фрегат наскочил на мель и повредил винт.
Что же касается психологического давления, то и наши военные отлично владеют этим оружием. Достаточно вспомнить, как в апреле экипаж российского самолета Су-24 крепко потрепал нервы команде американского эсминца "Дональд Кук". Летчики около полутора часов маневрировали вокруг корабля, порой снижаясь над бортом до 150 метров. В принципе - это нормальная практика, преследующая цель вскрыть систему корабельной ПВО. Американцы, понятное дело, назвали полет провокационным, о чем потом долго трубили в западных СМИ.
Гвардейский ракетный крейсер "Москва" Черноморского флота РФОсновные характеристики ракетного крейсера "Москва"
Водоизмещение - до 11 280 тонн
Длина - 186 метров
Скорость хода - 32 узла (до 60 км/ч)
Дальность плавания - 6000 миль
Экипаж - 510 человек
Вооружение - 16 противокорабельных ракет "Вулкан" с дальностью полета 550 км; 8 зенитно-ракетных установок комплекса "Риф" с боекомплектом 64 ракеты; ЗРК "Оса-МА" с боекомплектом 48 ракет; 533-мм торпедные аппараты; реактивные бомбометы; артиллерийские установки АК-130 и АК-630. Крейсер имеет на вооружении вертолет Ка-27.
Основные характеристики ракетного крейсера "Вела Галф"
Водоизмещение - 9 800 тонн
Длина - 172 метра
Скорость хода - 32 узла (до 60 км/ч)
Дальность плавания - 6000 миль
Экипаж - 387 человек
Вооружение - 122 крылатые ракеты "Томагавк", противокорабельные ракеты "Гарпун", противоракеты SM-3, зенитные установки "Бушмастер", 324-мм торпедные аппараты, два палубных вертолета.
Конвенция Монтрё была принята в июле 1936 года на конференции в Швейцарии, в которой приняли участие СССР, Турция, Великобритания, Франция, Болгария, Румыния, Греция, Югославия, Австралия и Япония. Этот документ установил режим нахождения кораблей и судов в Черном море. Конвенция сохраняет за торговыми судами всех стран свободу прохода через проливы как в мирное, так и в военное время. Однако режим прохода военных кораблей различен в отношении черноморских и нечерноморских государств. Для военных кораблей нечерноморских держав введены существенные ограничения по классу (проходят лишь мелкие надводные корабли) и по тоннажу. Общий тоннаж военных судов нечерноморских государств в Черном море не должен превышать 30 тыс. тонн (с возможностью повышения этого минимума до 45 тыс. тонн в случае увеличения военно-морских сил черноморских стран) со сроком пребывания не больше 21 суток. В случае участия Турции в войне, а также если Турция посчитает, что ей непосредственно угрожает война, ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов. Во время войны, в которой Турция не участвует, проливы должны быть закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы.