- Проблема движения большегрузов по территории Челябинска беспокоит власти и горожан давно, - разъясняет заместитель главы администрации Челябинска по дорожному хозяйству Владимир Алейников. - Есть успешная практика решения этого вопроса как за рубежом, так и в ряде российских городов. К примеру, в Москве пару лет назад создали целую систему движения крупногабаритного транспорта, что значительно облегчило нагрузку на инфраструктуру: фуры направляются в основном в объезд мегаполиса, по четко определенным магистралям в жесткий временной промежуток, в остальное время границы столицы для крупногабаритных авто попросту закрыты.
В южноуральской столице предполагается учесть московский опыт. Проект схемы доступных транспортных путей для "мастодонтов" здесь уже подготовлен, осталось доработать правовые аспекты введения ограничений на дорогах. До конца августа планируется завершить работу по формированию окончательного варианта проекта и затем представить его на публичные слушания.
Кроме того, челябинские власти рассматривают возможность введения платы за проезд большегрузов по городу в зависимости от их весовой категории: чем машина тяжелее, тем дороже.
Напомним, семь лет назад на территории областного центра действовал весовой контроль в сфере грузоперевозок: на подъезде к Челябинску на Троицком тракте размещался стационарный контрольный пункт для фур, где проводилось их взвешивание. В основном он был рассчитан на прием большегрузов, проходящих транзитом через Челябинск, ведь Троицкий тракт считался одной из самых загруженных магистралей - сказывалась близость Казахстана, откуда поступал большой поток многотонников.
- Со временем стационарный пункт весового контроля на Троицком тракте был ликвидирован, причиной закрытия стали как несовершенство законодательной базы, так и то, что работа пункта перестала быть эффективной. К тому же с открытием объездной дороги значительный поток транзитного транспорта перестал заезжать в областной центр, - пояснила начальник отдела муниципального контроля за сохранностью дорог управления дорожного хозяйства администрации Челябинска Татьяна Ларина.
Весовой контроль сегодня действует на дорогах регионального значения: определен специальный маршрут передвижной лаборатории, которая, правда, в Челябинской области пока только одна. Но региональные власти намерены увеличить количество передвижных пунктов взвешивания большегрузов. К слову, в Свердловской области на дорогах регионального значения не первый год работают восемь передвижных лабораторий, маршруты которых регулярно обновляются. Специалисты челябинского минстроя детально изучают опыт соседнего региона.
- Уже сейчас понятно, что очередные нововведения повлекут дополнительные расходы для грузоперевозчиков, - говорит представитель челябинской организации, работающей в сфере грузоперевозок, Владимир Гиршик. - Транспортные компании, в свою очередь, будут вынуждены поднять тарифы для бизнеса, а грузоотправители, думаю, тоже из своего кармана покрывать издержки не станут. В итоге дополнительные расходы лягут на конечного потребителя продукции, стоимость которой вырастет.
По словам руководителя транспортной компании Александра Бережного, введение весового контроля повлечет резкий рост транспортных тарифов, который достаточно долго удавалось сдерживать.
- Тарифы на перевозку грузов для представителей бизнеса в Челябинске в течение четырех лет практически не менялись, при том что стоимость топлива выросла за этот период с 12 до 33 рублей за литр, - говорит Александр Бережной. - Внутренние резервы, которые помогли транспортным компаниям заморозить на время тарифы, уже исчерпаны, больше экономить нам не на чем, работать себе в убыток никто не будет. Подобные нововведения местных властей могут полностью обескровить челябинский бизнес, риски которого увеличатся.
В настоящее время в Челябинске перевозка коммерческих грузов обходится в среднем в 30 рублей за километр. По мнению экспертов, увеличение стоимости особенно больно ударит по субъектам среднего и малого бизнеса, у которых каждая копейка на счету.
Николай Дейнеко, зампредседателя совета челябинского регионального отделения "Опоры России":
- Небольшим компаниям будет выгоднее разгружать доставляемые фурами товары за пределами города, а затем мелкими партиями транспортировать на ГАЗелях с большого склада непосредственно на объекты торговли. Однако вблизи Челябинска логистическая инфраструктура пока не настолько хорошо развита. Сначала нужно построить разгрузочные центры, а уж потом вводить весовой контроль, увеличивать плату за грузоперевозки. К примеру, в Европе много городов, где большегрузов не увидеть вообще, потому что очень грамотно продумана логистика, за черту города вынесено большинство складских помещений.