Равнение на державную символику
Организаторы экспедиции - Всероссийская общественная организация "Русское географическое общество" (РГО) и фонд "Нижегородский кремль" - преследуют сразу несколько целей. Главная из них - привлечь внимание соотечественников к истории державной символики, что вполне актуально накануне Дня государственного флага России, отмечаемого 22 августа.
- По взглядам ряда исследователей, именно в Нижнем Новгороде заложена традиция подъема российского флага на кораблях, - говорит Сергей Малиновский, генеральный директор фонда "Нижегородский кремль". - Полностью оснастить и вооружить корабль, построенный в 1668 году в верховьях Оки, ввиду ее мелководья представлялось задачей весьма проблематичной. Это возможно было сделать только на большой воде в Нижнем Новгороде, у слияния Оки и Волги. Здесь в 1669 году "Орел" вооружили пушками, установили рангоут, стоячий и бегущий такелаж, и он стал поистине военным кораблем. На нем впервые в истории России был поднят бело-сине-красный флаг, утвержденный царем Алексеем Михайловичем в качестве государственного.
По мнению Малиновского, экспедиция послужит неплохим "раздражителем" для дискуссии о том, какую именно территорию РФ считать родиной российского флага - на этот счет есть точки зрения, исключающие окскую версию.
- К 2019 году, когда Россия отметит 350-летие государственного флага, мы должны знать о нем все, - считает гендиректор фонда.
Возродить интерес к Оке
Попутно участники экспедиции надеются внести свою лепту в развитие внутреннего культурно-познавательного туризма: не исключено, что турфирмы или самодеятельные путешественники заинтересуются новым-старым маршрутом и захотят освоить его.
В ходе недельной межрегиональной экспедиции (финиширует акция "Под флагом России" 22 августа в Нижнем Новгороде) ее участники - краеведы, студенты, ученые - создадут туристическую карту бассейна Оки. А речники продемонстрируют мастерство судовождения по мелководью.
- Сегодня, к сожалению, Ока находится далеко не в лучшем состоянии, - сетует Сергей Малиновский. - Русло во многих местах обмелело и заросло настолько, что пройти по реке могут лишь суда с небольшой осадкой. Поэтому еще одна цель нашей экспедиции - дать импульс возрождению судоходства на Оке. Ведь Ока - становой хребет России: на ее берегах зарождалось Владимиро-Суздальское княжество, ставшее предтечей московской Руси, здесь положена традиция подъема флага на кораблях, здесь Петр Великий шел в военные походы...
Присядем, друзья, перед дальней дорогой
Завтра же перед стартом экспедиции в Дединове состоится круглый стол, посвященный 345-летию российского флага. Для ученых, студентов и журналистов его проведут активисты московского и нижегородского региональных отделений РГО.
- Главной темой разговора станет подготовка к предстоящему 350-летию триколора, - говорит Светлана Соткина, руководитель нижегородского отделения РГО. - Речь пойдет также о событиях, связывавших и связывающих Подмосковье с Нижним Новгородом. Ведь в прежние годы именно Ока служила магистралью для сообщения столицы России с ее восточной провинцией.
После круглого стола экспедиция "Под флагом России" отправится в путь. Три судна на воздушной подушке возьмут на борт порядка 30 человек. Примерно половина из них - студенты нижегородских вузов.
Подвести итоги экспедиции и познакомить общественность с результатами исследований организаторы акции планируют в ходе работы следующего Международного научно-промышленного форума "Великие реки", который пройдет в Нижнем Новгороде весной 2015 года.
Кстати, экспедиция "Под флагом России" стала возможной благодаря тому, что эта идея победила в региональном конкурсе социальных проектов.
Кирилл Белов, аспирант, участник экспедиции:
- Мне довелось участвовать в первой экспедиции, которую фонд "Нижегородский кремль" организовал пять лет назад. Тогда мы вышли на трех рафтах из Дединова именно с того места, где закладывался "Орел". Маршрут был поделен на 11 этапов, на каждом из которых участники менялись. В итоге порядка 330 студентов, совершенно не подготовленных к рафтингу, за три дня осваивали новый для себя вид туризма. Если в 2009 году акцент экспедиции был несколько смещен в сторону экстремального туризма, то сейчас другой формат: акция пройдет в более цивилизованных условиях, более вдумчиво. А значит, больше времени мы посвятим исследовательской работе.
Владимир Федотов, аспирант, участник экспедиции:
- Сейчас в связи с событиями последних месяцев набирают популярность патриотические проекты, поэтому участие в экспедиции считаю большой удачей для себя. Организаторы акции отбирали в поход наиболее активных и заинтересованных в исследовательской работе людей. А 345-летие российского флага - важнейшее событие для Нижнего Новгорода, который, не исключено, является родиной одного из главных государственных символов.
Справка "РГ"
Решение строить корабли в селе Дединове Коломенского уезда было принято 19 июня 1667 года. 30 августа 1667 года был назначен "к корабельному делу" дворянин Яков Леонтьев сын Полуектов. 25 августа 1668 года Полуектов сообщил о готовности корабля и нецелесообразности его зимовки в Дединове. С мнением Полуектова согласились: "А чего на тех кораблях недоделано, доделать в Нижнем Новгороде". 20 октября Полуектов доносил, что воды в Оке мало и идти нельзя: на мелких местах глубина не превышала полутора аршин, а осадка "Орла" составляла два аршина с четвертью. 4 ноября ударили сильные морозы, по Оке пошел лед, и корабль пришлось отвести в безопасное место до весны следующего года. 2 июня 1669 года "Орел" прибыл в Нижний Новгород.