Выгода получается обоюдной. Бюджет экономит деньги налогоплательщиков. А бизнес выигрывает за счет расширения потока людей и грузов через границу. Контроль не должен превращаться в барьер, ограничивая движение "лишних" пассажиров только потому, что пограничникам не хватает, скажем, кабинок.
Соответствующее предложение готовит министерство транспорта. Напомним, что о проблеме частных пунктов пропуска громко заговорили несколько лет назад. Конечно, службу на границе несли, как и положено, пограничники, и именно они отвечали, перед кем калитка откроется, перед кем нет. Однако сами здания пограничных переходов подчас принадлежали частным структурам.
Первой обнаружила проблему военная прокуратура. Как выяснилось, никто специально рассаживать пограничников по частным апартаментам не собирался, однако такое положение сложилось само собой. После распада Советского Союза в нашей жизни многое поменялось, и там, где раньше все было государственное, многое стало "своим", то есть частным. А пограничники, оставаясь на своих местах, порой вдруг узнавали, что теперь у их помещений есть частный хозяин.
Конечно, "частная граница" звучит пугающе. Но многие эксперты говорили, мол, ничего страшного в этом нет, ведь пограничники несут службу строго по закону, никаких частников к этой процедуре не допускают. А мол, что стены погранпереходов стали частными, так это, говорили эксперты, мировая практика: во многих капиталистических странах живут по таким же правилам.
Тем не менее было принято решение взять все пункты пропуска на баланс государства. Для этого была создана специальная структура: Федеральное агентство по обустройству государственной границы (Росграница). Именно эта служба отвечает за развитие пограничной инфраструктуры, в том числе погранпереходов.
Как сообщают в ведомстве, сейчас в России действует 387 пунктов пропуска через границу. За пять лет было закрыто 72 погранперехода, открыто 37. Убирают погранпереходы там, где нет большого потока, а значит, и необходимости держать калитку. Открывают, соответственно, на тех направлениях, где есть оживленный поток.
Как сообщают в ведомстве, за полтора года принято на содержание имущество 92 процентов из числа функционирующих пунктов пропуска. Получены свидетельства регистрации права оперативного управления на 80 процентов существующих объектов имущества пункта пропуска, регистрации на право постоянного (бессрочного) пользования на 88,5 процента земельных участков, находящихся под пунктами пропуска и местами пересечения государственной границы. Однако в министерстве транспорта заметили правовой пробел: законом сегодня не урегулирована возможность безвозмездной передачи в собственность казны имущества функционирующих пунктов пропуска через государственную границу, созданных за счет внебюджетных средств. Поэтому предлагается подготовить поправки в закон, устраняющие проблему.