Горан, вы говорили, что ваша музыка - напоминание о том, что цыгане оставили большой след в мировой культуре. Откуда такое теплое отношение к этому народу и понимание их проблем?
Горан Брегович: На самом деле любить цыган легко. Это удивительная группа людей, у которых совсем иная система ценностей: то, что в нашем понимании летает, у них, например, плавает. Им свойственно чувство свободы без каких-либо компромиссов. Вообще цыган - это как ковбой. Метафора того же рода. Ведь каждый из нас мечтал хоть на один день стать ковбоем? Так вот, быть цыганом - то же самое. Кстати, самую современную, на мой взгляд, идею существования придумали именно они. Жить только сегодняшним днем, а не завтрашним и не вчерашним - это абсолютно цыганский принцип.
В вашем оркестре играют цыгане. Расскажите, они профессиональные музыканты или вы их обучаете?
Горан Брегович: Совершенно по-разному. Некоторые из моих музыкантов - высокообразованные люди, а кто-то с трудом умеет читать или писать. Музыкальное образование тоже неодинаково: часть из них профессионалы, еще часть - самоучки. Вообще это люди родом с разных частей Балкан, и именно поэтому нам до сих пор интересно выступать вместе - мы постоянно узнаем что-то новое друг о друге. Я рад, что у нас получается сохранять это любопытство. И еще знаете, что? Мой оркестр всегда играет в хорошем настроении.
Но начинали вы все-таки с рок-н-ролла. Как происходил переход к этнической музыке?
Горан Брегович: Думаю, никакого перехода здесь не было. Дело в том, что мой рок-н-ролл всегда находился под влиянием этнической музыки. Я делаю одно и то же всю свою жизнь, как и большинство композиторов в истории: от Стравинского до Гершвина, от Леннона-Маккартни до Боно. Ведь каждый из них точно так же отталкивался от традиций и корней. Но, думаю, рок-н-ролл остается в моем характере. Знаете, мой образ жизни совершенно не похож на тот, когда ты примерно учишься, а после идешь на работу и строишь карьеру.
Многие знают вас как кинокомпозитора - чего стоит одни картины Эмира Кустурицы. Но, несмотря на это, вы постоянно говорите: "Я плохой композитор для кино". Почему?
Горан Брегович: Потому что мое творчество слишком мелодично и слишком агрессивно в одно и то же время, а сегодня музыка - все-таки иллюстрация к кинокартине. Вообще, мне повезло работать над теми фильмами, которые в музыке изначально особо не нуждались. Я уже пятнадцать лет не занимаюсь этим делом и даже не знаю, согласился бы на подобное предложение сегодня. Во всяком случае, я бы задумался.
Среди любимых книг вы называете письма Достоевского и рассказы Чехова. А что еще знаете и любите из русской литературы?
Горан Брегович: Да, кстати, с Достоевским я познакомился весьма необычно. Вы, наверное, знаете, что в военное время все базы должны были иметь библиотеку. Так вот, когда я служил в армии, у нас было большое книгохранилище, откуда однажды украли все книги. Оставили только Ленина, Тито, Маркса, Энгельса и те самые письма Достоевского. А, еще не взяли южноамериканских писателей - эти авторы были немодными в то время. Тогда у меня и появилась возможность прочесть Достоевского, почему бы и нет? А вообще мы очень хорошо знакомы не только с вашей литературой, но и со всей культурой. Так что это вы про нас ничего не знаете. А мы все про вас знаем!
В одном из интервью вы вспоминали: когда на родине случилась война, вы были готовы уйти в лес и всю жизнь рыбачить. Вы действительно смогли бы так поменять жизнь?
Горан Брегович: Да, я был к этому готов. На тот момент я уже долгое время был знаменитым музыкантом и успел насытиться такой жизнью. Из-за войны я потерял все, и мне, так или иначе, приходилось начинать все с нуля. Но когда началась война, я случайно оказался в Париже, и, возможно, этот город - самая большая удача в моей жизни. Знаете, даже самое гламурное существование - это рутина, а самое прекрасное - начинать заново. Мне очень повезло, что я имел возможность начать жить с чистого листа.
Гражданская напряженность на Украине не будоражит в вас неприятных воспоминаний о той, вашей войне? Вы ведь прошли нечто подобное.
Горан Брегович: Давайте я расскажу вам историю, но проведу немного другую параллель. Когда Югославия вступила во Вторую мировую войну с Германией, широко была растиражирована фраза "Лучше смерть, чем рабство, лучше война, чем пакт". Дело в том, что король Югославии подписал с Германией договор о ненападении и присоединении к Тройственному пакту. Люди, конечно, такого не хотели, и носили эту фразу в сердце, были воспитаны на ней. Напомню, во Второй мировой войне Югославия потеряла около двух миллионов человек. А буквально несколько лет назад рассекретили архивы британских служб и оказалось, что этот призыв, с которым люди шли в бой, вообще придуман британской разведкой. Когда я вижу то, что сейчас происходит на Украине, я понимаю - на самом деле никто из нас не знает ничего о ситуации. Все может быть иначе, чем нам кажется. Мы видим только страдающих, несчастных людей, а что за этим стоит - станет ясно, когда уже будет слишком поздно.
Сейчас вы живете с семьей во Франции. Скучаете по родине?
Горан Брегович: Я надеюсь, что с вами такого никогда не случится, но в моем случае, когда ты теряешь родину, то понимаешь - это вовсе не географическое понятие. Родина - это что-то личное и эмоциональное. Конечно, сейчас у меня есть паспорт определенной страны и три дома - в Загребе, Белграде и Париже. Просто потому, что в этих городах я не хочу и не могу снимать номер в гостинице. Но вот что касается работы, то в Париже я все-таки не могу писать музыку, это получается только в Сербии. Я композитор этой страны и музыку пишу, в первую очередь, для сербского слушателя.
Последний ваш альбом "Шампанское для цыган" вышел в 2012 году. Стоит ли ждать нового материала в ближайшее время?
Горан Брегович: Стоит. Мы сейчас работаем над новыми песнями. Несколько из них уже даже можно услышать - мы играем их на наших концертах.