"Реализация этой инициативы неизбежно увеличит налоговую нагрузку по налогу на имущество в среднем на 30-50%, - сообщил "РГБ" ответственный секретарь Налогового совета ТПП РФ Александр Селиванов. - Например, для предприятия металлургии сумма возрастет на 16,7 млн руб. по оборудованию, до 22,9 млн руб. по другим основным средствам, для добывающей компании - более чем на 1 млн руб. При этом налог на прибыль уменьшится на 7-20%. Так, для той же металлургической компании налог на прибыль снизится на сумму от 3,3 млн руб. до 4,6 млн руб., для добывающей компании - на 208 тыс. руб. Что, в принципе, частично компенсирует увеличение налогового бремени по налогу на имущество. Однако предполагаемый эффект достигнут не будет, поскольку степень обновления оборудования снизится".
По мнению экспертов Торгово-промышленной палаты РФ, реализация предлагаемой правительством идеи неизбежно повысит себестоимость всей российской промышленной продукции и транспортных услуг за счет начисляемой амортизации и налога на имущество. В результате ослабнет конкурентоспособность российской продукции на внутреннем и внешнем рынках, что может привести к потере рынков и, соответственно, снижению доходов бюджетной системы. В энергетике придется дополнительно повышать тарифы из-за роста себестоимости добычи и транспортировки угля, издержек самих электростанций, стоимости техники и др. Вполне прогнозируемо и увеличение железнодорожных тарифов на все виды перевозок. Напомним, что в нынешнем году тарифы на услуги естественных монополий заморожены, что довольно ощутимо ударило по их инвестиционным программам вообще и по программам обновления основных фондов в частности.
"Реализация постановления может привести к закрытию промышленных предприятий, работающих с низкой рентабельностью. Например, в угольной промышленности, по данным минэнерго, 40% предприятий работает с нулевой или отрицательной рентабельностью, - добавил Александр Селиванов, - это даст всплеск социальных проблем не менее чем в 20 моногородах. Что, в свою очередь, потребует многомиллиардных бюджетных затрат на борьбу с последствиями ликвидации предприятий - переобучение, переселение, дотации и субсидии бюджетам, пособия по безработице и т.п.".
К тому же в условиях дорогих и "коротких" кредитов российских банков и сужения возможности кредитоваться за рубежом для предприятий станет невозможным увеличить лимиты кредитования, и финансировать техническое перевооружение будет нечем. Плюс ко всему, считают в ТПП РФ, при реализации упомянутого документа невозможно избежать субъективизма в отношении определения как суммы увеличения стоимости основных средств, так и в отношении дополнительного срока их полезного использования, вследствие чего вполне вероятен риск недостоверности данных бухгалтерской отчетности, а также налоговых обязательств по налогу на имущество.
"Предлагаемая новация может вызвать конкуренцию норм налогового и бухгалтерского учета, что повлечет значительные проблемы в правоприменении, - говорит заместитель директора юридического департамента ТПП РФ Дмитрий Фадеев. - Прежде всего, переоценка, согласно положению по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 "Учет основных средств" не подразумевает увеличения срока полезного использования. Поэтому необходимо будет закрепить особый порядок оценки (переоценки) самортизированного имущества. Также в проекте постановления не указано, на основании каких критериев организации должны определить дополнительный срок полезного использования.
Следует также учесть, что ПБУ 6/01 предполагает переоценку как стоимости основных средств, так и суммы амортизации. Следовательно, переоценку необходимо будет проводить регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости. Результаты такой переоценки необходимо будет отражать в бухгалтерском учете обособленно (добавочный капитал и финансовый результат)".
В проекте постановления, добавил Дмитрий Фадеев, предлагается провести переоценку по состоянию на 1 января года, тогда как, по правилам бухучета, переоценка проводится на конец года. К тому же согласно статье 376 НК РФ налоговая база при расчете среднегодовой стоимости имущества также определяется на последнее число отчетного периода.
Привлечение оценщиков для переоценки самортизированного имущества тоже обойдется предприятиям в кругленькую сумму и приведет к существенному увеличению затрат владельцев основных средств. Более того, оценка различных основных средств может значительно отличаться по цене (например, стоимость оценки типового офисного здания, сложного, не имеющего аналогов производственного оборудования, массовая оценка или индивидуальная оценка). При этом стоимость оценки может сильно отличаться от региона к региону. "Учитывая значительное количество объектов основных средств, следует признать, что проведение одномоментной переоценки приведет к существенному увеличению расходов бизнеса и отвлечению денежных средств, которые могли бы быть направлены на обновление оборудования", - резюмировал Дмитрий Фадеев.
По результатам проведенного специалистами ТПП РФ опроса, оценка оборудования металлургической компании будет стоить от 500 до 1000 рублей за единицу, что суммарно приведет к затратам в размере около 30 млн руб. Для автотранспортных компаний стоимость оценки варьируется от 3500 до 8000 рублей за единицу транспортного средства. В сфере производства строительных материалов оценка одного объекта основных средств будет стоить примерно 40-70 тыс. руб. для крупного оборудования и около 10 тыс. руб. для мелкого.
В качестве альтернативных мер, стимулирующих техническое перевооружение предприятий, эксперты ТПП РФ предлагают компенсировать процентные ставки по инвестиционным кредитам на обновление основных производственных фондов, ускорить амортизацию основных фондов и предоставлять инвестиционный налоговый кредит для финансирования мероприятий по обновлению основных производственных фондов на основе технологий, перечень которых должен быть согласован профильными министерствами. А также установить льготу по налогу на имущество в отношении новых объектов по аналогии с п. 6 ст. 376 НК РФ в отношении объектов транспортной инфраструктуры, которая предусматривает особый порядок определения налоговой базы, позволяющий не увеличивать налоговую стоимость на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию, модернизацию основных средств.