На Урале большие проблемы с учебными площадками. По новому регламенту школа должна иметь свой автодром площадью не менее 0,24 гектара, что большинству образовательных учреждений не по плечу. Особенно в таком крупном городе, как Екатеринбург, где нередки конфликты даже из-за пятачка земли. В областном центре, по разным данным, 80-90 автошкол. Без автодрома или договора на его использование они не смогут получить акт соответствия, который выдает ГИБДД. Столь жесткие рамки вынудят большинство заведений закрыться, предполагают эксперты.
- Не все пройдут через сито новых правил. С одной стороны, это неплохо, в области переизбыток автошкол. С другой - цены вырастут: курсанты и так платят за обучение уже 25-30 тысяч рублей. Вероятно, на плаву останутся лишь школы с разветвленной сетью учебных пунктов. Но не факт, что качество обучения станет выше. Новая программа ничего революционного не содержит, - считает президент Некоммерческого партнерства автошкол области Евгений Фомичов.
Впрочем, новое все же есть. Например, курс психологии, умения выстраивать отношения с коллегами-автомобилистами - по сути конфликтология, весьма востребованная в нынешних дорожных реалиях. Но где набрать преподавателей столь нужной дисциплины? Незначительно - на 10 процентов - вырос по времени курс вождения в городе. Вдвое больше, чем раньше, - до 20 часов - отдано автодрому. Но вот зачем 20 часов вместо 10 изучать устройство автомобиля? В причинах неисправностей современных авто не всякий специалист сразу разберется. Так зачем забивать этим голову новичкам?
Кстати, и сам час "удлинился" с академического в 45 минут до астрономического в 60. Кроме того, теория и вождение на автодроме и в городе теперь сдаются отдельно, причем в город допустят лишь тех, кто сумел грамотно управлять автомобилем на площадке. В результате вместо прежних трех месяцев подготовка будущих водителей займет на полмесяца-месяц больше.
Впрочем, у автошкол есть право самим устанавливать сроки обучения. В ГИБДД уже начали принимать заявления на согласование измененных программ и обследование материальной базы, но пока ни одна из автошкол не получила акта обследования. Причина в том, считает Евгений Фомичов, что нет отправной точки - непонятно, с какого времени отсчитывать срок, в который надо уложиться с проверкой и оформить акт.
Одним словом, система подготовки водителей принципиально не изменилась. Курсантов по-прежнему будут учить не безопасному вождению, а сдаче экзаменов, утверждают эксперты. Что, собственно, вполне объяснимо: это бизнес, где прибыль превыше всего. Но вот что интересно: в США протяженность дорог в сотни раз больше, чем в России, парк автомобилей - тоже, а число аварий и смертей в ДТП примерно одинаково. И дело не только в продуманной дорожной инфраструктуре, но и в многоступенчатой системе обучения водителей.
Между тем
Автошколы имеют право продолжить подготовку курсантов, набранных до 11 августа. Дальше без акта обследования работать они не смогут. Поэтому будущему автопилоту следует узнать, есть ли у автошколы все необходимые документы.