21.08.2014 00:42
Экономика

Магазины могут вернуться в подземные переходы Москвы

Вернется ли торговля в подземные переходы?
Текст:  Ольга Игнатова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №189 (6461)
Еще год назад в подземных переходах на Новослободской улице, под Садовым кольцом и Пушкинской площадью пахло свежевыпеченными пирожками, торговали одеждой, обувью и бижутерией. А в переходе на Нижней Масловке, знакомом всем журналистам, работающим на улице Правды, всегда можно было купить цветы, подарки, фрукты-овощи и разную нужную мелочовку - от батареек до лака для волос. А еще отдать в починку туфли, отремонтировать часы, укоротить джинсы. Сейчас здесь с утра до вечера обитают лишь попрошайки да бомжи. Что же случилось в столице с подземной торговлей, выяснял корреспондент "РГ".
Читать на сайте RG.RU

Без посредников

Полтора года назад столичные власти начали наводить порядок в подземных переходах, где посредники сдавали палатки намного дороже, чем арендовали у города сами. "Гормост" и метрополитен, которым принадлежат переходы, расторгнув прежние договоры, повысили сами арендную плату и решили избавиться от посредников. После этого одни переходы опустели, а другие, наоборот, расцвели. Например, переход "Московский", который ведет от Ярославского и Ленинградского вокзалов к одноименному универмагу на Комсомольской площади, стал одним из самых популярных в городе. И хотя у десятка обновленных палаток в стиле "металлик" ассортимент практически не изменился - все та же одежда, кожгалантерея, бижутерия, ежедневно здесь теперь бывает до 100 тысяч человек. И не мудрено, ведь переход стал больше напоминать вестибюль современного офисного центра. На полу и стенах - настоящий камень, на потолке - яркие современные светильники, по всему периметру установлены видеокамеры, есть даже пункт охраны. В общем, "Гормост" денег на обустройство не пожалел.

Карима Нигматулина: 44 процента набережных Москвы-реки не благоустроены

Впрочем, не все торговцы рады такому преображению. "Раньше я за 4 квадратных метра платил в месяц 40 тыс. рублей, а теперь за каждый "квадрат" - по 50 тысяч", - рассказал "РГ" предприниматель Антон Комов. Он не уверен, что его бизнес останется рентабельным, но решил все-таки попробовать. Потому принял участие в аукционе, на котором разыгрывались торговые места в обновленном переходе, и даже обошел конкурента.

- Торговля в переходах создавалась как сопутствующее обслуживание населения и гостей столицы, и, следовательно, больших доходов от нее не предполагалось, - говорит руководитель Ассоциации арендаторов подземных переходов Сергей Марков. - На сувенирах, сигаретах, мелких услугах населению, сотовых телефонах и их оплате, перчатках, чулках, бижутерии большой выручки не получишь. Бессмысленно заставлять малый бизнес платить арендную плату за переход, как за офисы класса "А". Он ее не потянет. Уже есть прецеденты, как, например, в том же отреставрированном переходе перед зданием мэрии на Тверской: люди приходят, поработают 2-3 месяца, а затем сворачивают бизнес. Ведь надо помнить, что помимо очень дорогой аренды им нужно еще платить налоги, оплачивать кредиты и т.д.

По данным ассоциации, полтора года назад в подземных переходах работало 3,5 тысячи палаток, а сейчас осталось 15% от этого количества. Причем большинство из них работают в переходах метрополитена, который, в отличие от "Гормоста", повысил арендную плату не впятеро, а вдвое. "Наша ассоциация предлагает рассмотреть вопрос передачи прав аренды в переходах под эгиду комитета по мелко-розничной торговле Московской торгово-промышленной палаты, - поделился Марков. - Там работают люди, которые знают специфику малого бизнеса. Они смогут регулировать процесс так, чтобы и город получал доход от аренды, и бизнес не остался в накладе, и москвичи ходили по чистым, светлым и безопасным переходам, где по дороге можно еще что-то и купить".

Перезагрузка - это нормально

Но руководство "Гормоста" не сомневается: предприниматели еще вернутся и в их опустевшие переходы.

- Вот капитально отремонтируем до конца года 86 подземных переходов, - сказал "РГ" руководитель ГБУ "Гормост" Юрий Иванков, - и торговля снова оживет.

Дмитрий Медведев поручил открыть в Новой Москве 17 станций метро

Согласен с ним и директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики Георгий Остапкович.

- Свято место пусто не бывает, - прокомментировал он сложившуюся ситуацию. Сейчас идет перезагрузка, и это нормальный процесс. Не думаю, что даже при повышенных арендных ставках торговля в переходах убыточна. Лишь бы власти не очень сильно сужали ассортимент. Конечно, не дело, когда на каждом углу торгуют ворованными сотовыми телефонами или работают не слишком легальные ломбарды. Но вот социально значимая мелкая розница - например, бытовые услуги, должны стимулироваться. Хорошо бы почаще советоваться с москвичами, что им действительно нужно в том или ином месте. Например, в Мюнхене, где я жил, даже дорожный знак можно повесить только после того, как пять раз пройдут публичные слушания.

Пилотный проект - на Зубовском

В табачных киосках Москвы будут продавать мороженое и фрукты

Какая же именно нужна торговля под землей - вопрос не праздный. По словам заммэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Натальи Сергуниной, власти заинтересованы в приходе в переходы сетевых продовольственных магазинов. Целый ряд крупных компаний, по словам Сергуниной, уже выразили готовность создать там систему магазинов "шаговой доступности" с невысокими ценами, с набором продуктов и товаров самого ходового спроса.

Как рассказал "РГ" руководитель департамента торговли и услуг Алексей Немерюк, первый подземный мини-маркет должен заработать с 1 октября в подземном переходе на Зубовском бульваре:

- Пока это будет пилотный проект, - отметил он. - Посмотрим, как будет востребован покупателями. Если хорошо, откроем еще такие же магазины.

Кстати

Всего же, как сообщил мэр Собянин, в ближайшие три года город реконструирует 252 пешеходных перехода. Каждый из них власти обещают оснастить системой снегоудаления с подогревом ступеней, что препятствует образованию на них наледи.

А вот более 100 подземных переходов и тоннелей имеют низкую проходимость, потому сооружать там места под торговлю нецелесообразно. Больше всего таких вдоль Третьего транспортного кольца. Их просто отремонтируют и осветят.

Малый бизнес Москва Столица