Как это выглядит? Актер на огромной сцене на фоне циклопической рирпроекции (показ фильма с проектора, установленного сзади экрана, на просвет). Водружаем на нос очки - и живой персонаж оказывается в окружении необъятного, но виртуального мира. Это может быть просто павильон киностудии: ведь героиня шоу - звезда кино. Или захватывающий дух полет на допотопном биплане над горными кручами, озерами, виражи над приморскими маяками (из двери выйдет смотритель поглазеть на чудо - и вместе с маяком провалится вниз, в бездну), над железнодорожными мостами с посадкой на крышу вагона летящего на всех парах поезда. К театральным кулисам может причалить натуральный океанский лайнер, и сотенные толпы встречающих запрудят портовую набережную. Мы можем оказаться в центре нью-йоркского автомобильного трафика. Вообще, можно сфантазировать что угодно. Показали, например, пляску пятиметровых огненных змей в ансамбле с актрисой, повторяющей на сцене их движения. Можно устроить на театральных подмостках фантастическое водное шоу в стиле Басби Беркли, гения ранних американских мюзиклов, - у него танцевало все, от девушек в купальниках до бесчисленных фонтанов и самой кинокамеры. Немое и раннее звуковое кино с его полусказочными образами дает богатейшую пищу для режиссерских фантазий.
Часть этих театральных аттракционов мы увидели на пресс-показе. Говорят, очень малую часть. Интересно, что все эти технологии уже существуют много лет. Они постоянно совершенствуются и давно знакомы хотя бы посетителям парковых аттракционов, не говоря о кинотеатрах, где 3D-очки стали привычным делом. Но первым, кто придумал все это соединить на театральных подмостках, оказался Януш Юзефович - хореограф и выдающийся режиссер-экспериментатор. Мысль, кажется, простая, и ее автор поначалу был уверен, что такие спектакли давно идут где-нибудь на Бродвее или Уэст-Энде. Но оказалось, что даже мощные проекторы, способные перебить свет рампы и создать в огромных залах иллюзию полноценного мира, объемного и яркого, надо еще поискать. Все пришлось делать с нуля. Результатом стал триумф его первых 3D спектаклей сначала в Польше, а теперь и в России. Януш Юзефович считает, что 3D-технологии на театральной сцене появились как раз вовремя: он давно мечтал поставить "Мастера и Маргариту" Булгакова, и только теперь это по-настоящему становится реальным: чудеса Воланда получат серьезное техническое обеспечение, и новое сценическое воплощение романа будет, судя по всему, следующей работой режиссера.
Мюзикл "Пола Негри" - очередная счастливая идея Юзефовича и его постоянного соавтора композитора Януша Стоклосы, лауреата премии "Эмми" (оба в Москве до сих пор были известны только по мюзиклу "Метро", ставшему одним из ярчайших театральных событий 1999 года). Тема тоже не случайна: соотечественница авторов полька Барбара Аполония Халупец стала первой европейской актрисой, покорившей Голливуд, и ее эффектная судьба - сама по себе уникальный аттракцион для публики. Балерина по первой профессии, она стала популярной в Польше в качестве актрисы драмы, снялась в кино, ее пригласил в свои фильмы знаменитый режиссер Эрнст Любич и увез новую диву в Америку. Она там мгновенно стала суперзвездой, а ее любви-разводы оказались отдельным сюжетом: обручилась с Чарли Чаплиным, бросила его из-за нахлынувшей страсти к Рудольфо Валентино и в конце концов вышла замуж за грузинского князя Мдивани, с ним уехала в Германию, там на нее положил глаз фюрер, и Пола Негри вошла в число первых кинозвезд рейха. Потом вернулась в США, и ее последний фильм появился на экранах в 1964 году.
Конечно, для мюзикла такой сюжет слишком сложен и запутан, поэтому была придумана история ее неразделенной любви к Эрнсту Любичу, который был влюблен только в кино и прошел мимо своего счастья. Русский текст либретто написал поэт и драматург Юрий Ряшенцев. Он писал стихи для таких хитов, как "Д`Артаньян и три мушкетера", "Гардемарины, вперед!", мюзикла "Метро", но признается, что еще не участвовал в столь футуристических проектах, где искусство так слито с техникой.
Антураж всей этой истории - эффектней не придумаешь: 20-е годы ХХ века, Голливуд, расцвет немого кино и первые опыты звуковых музыкальных фильмов, роскошные кабриолеты и первые самолеты, гангстеры и чарльстон, джаз и "герлс", и посреди этого грохочущего мира - "страдающая женщина-вамп" в исполнении обольстительной Полы Негри. Думаю, одной из самых трудных задач для режиссера и его художников было найти точное соотношение габаритов, обеспечить соразмерность фигур на сцене с образами на экране - чтобы антураж сцены и кинопроекция соединились без зазоров и заметных перепадов в масштабах или цветовых гаммах. По первому московскому показу судя, все удалось почти безукоризненно.
Начавшись в декабре прошлого года, показы "Полы Негри" в Санкт-Петербурге прошли с обвальным успехом, их посмотрели более ста тысяч зрителей. Теперь начинается серия спектаклей на сцене московского Театра Российской армии - на одной из самых просторных сценических площадок России. К уже сложившейся команде, по контракту, прибавились актеры этого театра: они исполнят роли кинопродюсеров Сэмюэла Голдвина и Адольфа Цукера, светской журналистки Лоуэллы Парсонс и других уже вполне исторических персонажей. В главных ролях по-прежнему Ирина Медведева и Теона Дольникова (Пола Негри), Гоша Куценко и Максим Леонидов (Эрнст Любич). Для участия в московской премьере в Россию прилетела и польская звезда Наташа Урбаньска - непревзойденная исполнительница роли Полы Негри.
Как сказал на презентации проекта начальник управления культуры Министерства обороны РФ Антон Губанков, "это для нас новый, редкий и очень интересный формат". В связи с показом "Полы Негри" театр скорректировал свои репертуарные планы, - "но мы намеренно пошли на это в расчете на абсолютно позитивный эффект спектакля в деле развития театрального искусства, и я надеюсь, что это не последний наш совместный проект, - добавил Губанков. "Впереди месяц ада, и ребята еще не представляют, с чем они столкнулись, - сказал Гоша Куценко о новобранцах спектакля, актерах Театра Российской армии. - И все-таки участвовать в таком мюзикле - это настоящее счастье".
На вопрос, не убьют ли новые технологии традиционный театр, ответил Гоша Куценко: "Искусство никого и ничего не убивает. Убивает - плохой театр, а хорошее театральное искусство будет жить вечно. Актер в этом спектакле пользуется точно такими же приспособлениями, как и сто лет назад. Мы видим на сцене друг друга, слышим друг друга, и режиссер ставит перед актером те же задачи, что и в любом театре драмы: думай, высказывай свою мысль. Вот в этом зале сидит Станиславский - вам его не видно, а я его вижу со сцены. И вижу, что он нам - верит!".
Долгожданный показ "Полы Негри" в Москве стартует 17 сентября.